Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).

Почитание святых в политическом развитии сто «близости каждой русской душе»1. Путем стилизации и идеализации изображения их деяний, главной целью, похоже, является формирование со­ знания масс. При этом указывают на героизм повседневной жизни, не при­ вязанный к религии, но привлекающий всех граждан «Русского мира», раз­ деляющих одно историческое и культурное наследие. Например, в 2014 году Первый канал спонсировал производство «д о ­ кументального» фильма «Святые XX века»2. Фильм рассказывает о жизнях известных героев, а именно святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецко- го, ум. 1961), блаженной схимонахини Макарии (Артемьевой, ум. 1993), которая жила недалеко от Смоленска, и Серафима Вырицкого (Муравьева, ум. 1949). Фильм повествует об испытаниях и невзгодах советских людей, особенно во времена Большого террора 1937-1939 годов и Великой Отече­ ственной войны - событий, служащих объединяющей канвой жизни этих аскетов. Фильм собирает и представляет свидетельства местных верующих, показывает мемориальные места, связанные с жизнью героев, и рассказыва­ ет подробнее об их почитании. В фильме также затрагиваются сверхъесте­ ственные явления, например, магнитное поле вокруг молельного камня свя­ тых. Кроме того, в фильме показывается современный хирург, молящийся свт. Луке перед каждой своей операцией и утверждающий, что святой по­ могает каждому, кто просит его помощи, включая атеистов. Больная девоч­ ка, ставшая впоследствии известной как блаженная Макария, почитаема за лечение больных детей и за то, что помогала алкоголикам бросить пить (да­ вая им индивидуальные инструкции, как пить святую воду вместо алкоголя). Вдобавок, Макария была провидицей, предсказавшей смертельную аварию Юрию Гагарину, который погиб в авиакатастрофе3, несчастный случай со смертельным исходом. Последний из трех героев фильма, Серафим Выриц- кий, выступает в качестве примера человека, который добился всего сам, успешного и богатого предпринимателя. После переломного момента в его жизни, смерти ребенка, он отдал все свое имущество церкви и бедным. Его дар провидения позволил ему предвидеть репрессии; в этом ключе он учил своих духовных детей идти на компромиссы с государственной властью, объясняя, что просто «так надо» и что «это лишь временно»4. Подводя 1 h ttps://snob.ru/selected/entry/3083. 2 https://www.ltv.ru/doc/pro-religiyu/svyatye-hh-veka. 2014. Режиссер Константин Мурашев. Фигура Юрия Гагарина важна тем, что в то времена его использовали в атеистской пропа­ ганде, сформулированной во фразе «Гагарин в космос летал, а Бога не видал». 4 «С тарец предвидел усиление открытых гонений, когда вся Россия превратится в единый концентрационный лагерь, и умная Иисусова молитва, которой нельзя забывать его духов- 2 0 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz