Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).

Элина Кахла Проблема критики источников При рассмотрении предпосылок канонизации святых мы сталкиваемся и с другой проблемой. До какой степени мы можем полагаться на архивы НКВД как на документальные доказательства? Должны ли мы принимать на веру эти заявления и подписи, даже если мы полностью понимаем политиче­ скую природу этих обвинений? В чем значение истинности свидетельств, данных на грани между жизнью и смертью, в состоянии полной обреченно­ сти лагерного «музельмана»1? Почему нет критического взгляда на источ­ ники? Например, рассмотренная выше процедура канонизации Феодора Абро­ симова подводит нас к вопросу критики источников. Ради достижения до­ стоверности и подотчетности необходимо сравнивать доказательства из разных, релевантных и независимых друг от друга источников. Нужно спра­ шивать, с какой целью, кто, когда, где, при каких условиях, в какой манере и традиции составил документ? У нас есть свидетельства о том, что когда монахи вернулись обратно из советского заключения в свой монастырь осенью 1940 года, они вскоре обратились официально через Министерство иностранных дел Финляндии к соответствующему советскому управлению, чтобы узнать о судьбе настоятеля Паисия и послушника Феодора. Безре­ зультатно. В той ситуации братия была очень подавлена. У них не было со­ мнения, что Феодор - один из всех - остался в Советском Союзе не по своей воле. Для сравнения, были и другие случаи, когда человека лишали свободы, но официально его родственникам говорили, что человек сам принял сво­ бодное решение остаться в Советском Союзе, дабы строить социализм2. Читая стереотипное пропагандистское произведение Л. Потемкина «У северной границы», опубликованное в 1965 году (тираж 15 ООО), можно наткнуться на имя Феодора Абросимова. Пропагандистские установки включают в себя описание Красной армии как «доброжелательной, улыба­ ющейся» при въезде в поселок, и удивление местных финнов таким друже­ любным отношением и бесплатной выдачей еды и теплой одежды. Это из­ ложение не может быть признано достоверным, скорее, его следует рассма­ 1 Музельман (доходяга) - так часто называли в концлагерях человека, до крайности истощен­ ного голодом и потерявшего всякую волю к жизни. Как и монахи Петсамо, финская школьная учительница Хилма Килккинен была еще одной гражданской жертвой из деревни Пумманки. Она была задержана сразу после начала во­ йны 30 ноября 1939 года и провела следующие четырнадцать лет в заключении. Ее семье сказали, что она по своему желанию осталась в Советском Союзе. См.: Kilkkinen, Hilma. Pitka matka Siperiaan. 1977. [Килккинен Хилма, Длинное путешествие в Сибирь]. 200

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz