Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).
Почитание святых в политическом развитии знать мученический подвиг отца Паисия? И не стали ли препятствием для его канонизации как священномученика процитированные выше его анти советские заявления, воспринятые как знак отсутствия лояльности атеисти ческому большевистскому режиму? Ситуация вокруг послушника Феодора Абросимова была несколько дру гой. В начале 1940 года его и остальных насельников монастыря части Крас ной армии вывезли в Советский Союз, поселок Ловозеро Мурманской об ласти, в трудовой лагерь. Там они побывали до весны того же года. По ре зультатам Московского мирного договора между Финляндией и СССР от 12 марта 1940 года, закончившего Зимнюю войну территория Печенгского монастыря возвращалась Финляндии, и братию вместе с остальными остав шимися в плену вернули назад в Финляндию. Перед отъездом всех спраши вали, не предпочитают ли они остаться в СССР. По официальной версии, послушник Феодор принял решение остаться. Однако уже в начале июня того же года он был арестован, обвинен как шпион и «пособник» ранее арестованного настоятеля о. Паисия. Согласно протоколам слушаний НКВД, послушник Феодор не признал себя виновным, но и не выражал ни какой критики, направленной против большевиков. Феодора отправили в Ухто-Ижемский трудовой лагерь. Он скончался в лагерном госпитале «на пророка Илию», 2 августа 1941 года. Процесс реабилитации послушника Феодора проходил немного раньше, чем у Паисия, - еще в 1989 году он был инициирован прокуратурой Мур манской области. Позднее, в 2003 году, его кандидатура была одобрена к прославлению в лике святых Синодальной комиссией по канонизациям1. Невольно возникает предположение, что для комиссии разница между эти ми двумя гражданами Финляндии и насельниками Печенгского монастыря состояла в том, что Феодор, во-первых, обладал более скромным саном, и, во-вторых, считался более лояльным большевистским властям. Поскольку вопрос канонизации отца Паисия до сих пор не решен, можно предполо жить, что это связано с незавершенным процессом десталинизации в рос сийском обществе. Таким образом, то самое «богословие после ГУЛАГа» в этой истории тоже имеет место. Paisiiand StMaria ofParis notlncluded in the ROC Calendar of Saints? In: Orthodox Paradoxes, Ed. Katya Tolstaya, p. 154-166. 1 http://lexicon.dobrohot.org/index.php/ Феодор Абросимов. 199
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz