Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).

Почитание святых в политическом развитии знать мученический подвиг отца Паисия? И не стали ли препятствием для его канонизации как священномученика процитированные выше его анти­ советские заявления, воспринятые как знак отсутствия лояльности атеисти­ ческому большевистскому режиму? Ситуация вокруг послушника Феодора Абросимова была несколько дру­ гой. В начале 1940 года его и остальных насельников монастыря части Крас­ ной армии вывезли в Советский Союз, поселок Ловозеро Мурманской об­ ласти, в трудовой лагерь. Там они побывали до весны того же года. По ре­ зультатам Московского мирного договора между Финляндией и СССР от 12 марта 1940 года, закончившего Зимнюю войну территория Печенгского монастыря возвращалась Финляндии, и братию вместе с остальными остав­ шимися в плену вернули назад в Финляндию. Перед отъездом всех спраши­ вали, не предпочитают ли они остаться в СССР. По официальной версии, послушник Феодор принял решение остаться. Однако уже в начале июня того же года он был арестован, обвинен как шпион и «пособник» ранее арестованного настоятеля о. Паисия. Согласно протоколам слушаний НКВД, послушник Феодор не признал себя виновным, но и не выражал ни­ какой критики, направленной против большевиков. Феодора отправили в Ухто-Ижемский трудовой лагерь. Он скончался в лагерном госпитале «на пророка Илию», 2 августа 1941 года. Процесс реабилитации послушника Феодора проходил немного раньше, чем у Паисия, - еще в 1989 году он был инициирован прокуратурой Мур­ манской области. Позднее, в 2003 году, его кандидатура была одобрена к прославлению в лике святых Синодальной комиссией по канонизациям1. Невольно возникает предположение, что для комиссии разница между эти­ ми двумя гражданами Финляндии и насельниками Печенгского монастыря состояла в том, что Феодор, во-первых, обладал более скромным саном, и, во-вторых, считался более лояльным большевистским властям. Поскольку вопрос канонизации отца Паисия до сих пор не решен, можно предполо­ жить, что это связано с незавершенным процессом десталинизации в рос­ сийском обществе. Таким образом, то самое «богословие после ГУЛАГа» в этой истории тоже имеет место. Paisiiand StMaria ofParis notlncluded in the ROC Calendar of Saints? In: Orthodox Paradoxes, Ed. Katya Tolstaya, p. 154-166. 1 http://lexicon.dobrohot.org/index.php/ Феодор Абросимов. 199

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz