Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).

Почитание святых в политическом развитии ну три взаимосвязанные проблемы в этой сфере: лояльность, критика ис­ точников, «близость каждой русской душе». Проблема лояльности Я хотела бы выделить два парадокса почитания репрессированных пра­ вославных священномучеников в Кольском крае. Это иеромонах Паисий (Рябов), настоятель Печенгского монастыря с апреля 1932 по декабрь 1939 года, и послушник Феодор Абросимов из того же монастыря. Их подвиги и мученичество, без сомнения, подлежат рассмотрению как в России, так и в Финляндии. После своего ареста иеромонах Паисий сперва был обвинен по статье 58-10 (антисоветская и контрреволюционная пропаганда и агитация), а за­ тем по статье 58-4 (оказание помощи «международной буржуазии», кото­ рая не признает законность коммунистической системы, стремясь сверг­ нуть ее)1. Другими словами, НКВД обвиняло его в отсутствии лояльности к большевистской власти. Сотрудники этой репрессивной организации во­ все не хотели учитывать, что в то время отец Паисий был гражданином Фин­ ляндии. Печенгский район (область Петсамо), включающий в себя мона­ стырь, был присоединен к Финляндии в 1920-1944 годах по результатам Тартуского мирного договора. В соответствии с этим обстоятельством и согласно законодательству но­ вого российского государства, монахи были обязаны принять финское гражданство. Так они и поступили сразу, в 1921 году Получение граждан­ ства было абсолютно необходимо, поскольку монастырь не мог состоять из иностранных граждан, и, соответственно, иностранцы не могли владеть мо­ настырскими землями. Положение братии было трагичным: хотя они и смогли продолжить свою подвижническую монашескую жизнь под защи­ той конституции другой страны, однако они потеряли связь с Церковью- матерью в России. Сразу стала ощущаться нехватка новых послушников, братия обители постепенно старела. Естественно, возникли языковые, хо­ зяйственные и коммуникативные трудности. Родившийся в Российской империи в 1881 году, отец Паисий (Павел Варлаамович Рябов) никогда не был гражданином Советской России. В слу­ шаниях НКВД, согласно протоколу допроса, отец Паисий сказал: «Всякая 1 https://en.w ikipedia.org/w iki/Article_58_(RSFSR_Penal_Code) . 197

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz