Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).

Мурманск в 1916-1917 гг.: планы и реальность ха1. Во всяком случае, именно таким он оставался как минимум до середины 1920-х - начала 1930-х гг. В «Отчетной записке по экономическому обследованию Северной ча­ сти Линии Мурманской железной дороги», созданной по результатам по­ ездки уполномоченного экономической области Мурманской железной до­ роги инженером Петрицким (фамилия написана неразборчиво), отмеча­ лось, что застройка города вокруг порта (план инженера В. В. Сабанина), не выполнена и на одну десятую. Из всех достижений эпохи Гражданской вой­ ны в городе остались в наследство лишь английские бараки, совершенно не­ приспособленные для жилья, в том числе из-за холода в них. На железнодо­ рожной станции тоже все постройки временные, постоянного жилья нет. В коммерческом отношении станция совершенно не оборудована, складов почти нет. В грузовом районе построено два склада - один Мурманским портом, один - частный, братьями Данишевскими. Склады построены без всякой системы. Более того, центр города оставался застроенным в основ­ ном деревянными зданиями вплоть до середины 1960-х гг. Правда, справед­ ливости ради нужно отметить, что автор отчета отмечает, что и с восстанов­ лением Советской власти ситуация не улучшилась: застройке города меша­ ли многочисленные трения между ведомствами2. 1 Ермолаев Д. Заполярная столица: между мечтой и реальностью / Сто страниц истории к 100-летию Мурманска / / Вечерний Мурманск. 2014. 15 февраля. С. 8. 2 ГАМО. Ф. Р-919. On. 1. Д. 1. Л. Зоб, 10. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz