Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).

Юлия Петровна Бардилева, Л.В. Бардилева щей над Мурманском высокой горе, помещающейся выше нынешнего клад­ бища, которое переносится на территорию к югу от жилого района. На ме­ сте же старого кладбища будет разбит парк с монументом тех первых труже­ ников по сооружению Мурманска-города, порта, железной дороги, трудами которых положено начало развития края». Постоянные дома в Мурманске предполагалось строить не свыше трех этажей с уменьшением числа этажей от центра к окраинам. «Некоторые рай­ оны будут исключительно каменные. Общий стиль построек, обязательный для всех, - северно-русский. Не в украшениях, не в деталях, не в дорогих ма­ териалах, а в общем характере вся ценность создаваемой архитектуры». П. Ф. Алешин был одним из виднейших архитекторов начала XX в. В пла­ не по обустройству г. Мурманска он отмечал, что данная работа только на­ чинается, что внимание сосредоточено на нанесении улиц « в натуре», идет разбивка кварталов и отведение срочным порядком мест тем учреждениям и лицам, « ...коим по обстоятельствам данного момента это необходимо»1. Упомянутый выше профессор Г. Д. Дубелир в 1917 г. выдвинул смелую идею о возможности пуска в г. Мурманске самого северного заполярного трамвая. Трамвайные пути, по его замыслу, должны были составить цен­ тральное кольцо с шестью ответвлениями. Трамвайный парк на берегу Кольского залива планировалось составить из восьми вагонов. Они должны были ходить по линиям с интервалом в 10-11 минут. Движение предполага­ лось начинать в 7.30, а заканчивать к 23.30. Линии трамвайного пути могли пересекать Думский проспект, Беломорскую и Вокзальную площади, Мор­ скую базу, Халдеевский район2... Однако ни трамваю, ни этим улицам, про­ спектам и площадям не суждено было появиться в реальности. Правда, в ре­ альности позже, в 1918-1919 гг., появилась «мурманская декавилька», в ос­ новном для перевозки грузов. В материалах фонда Северной торгово-промышленной конторы Госу­ дарственного архива Мурманской области и фонда Кольской военно-мор- ской базы Российского государственного архива Военно-Морского флота сохранился любопытный документ - «Соображения о необходимых меро­ приятиях и кредитах для благоустройства поселка «Мурманск». 11 октя­ бря 1917 г.». Фактически в этих соображениях, отправленных вместе 1 Ермолаев А- Мурманские Помпеи / Сто страниц истории к 100-летию Мурманска / / Вечер­ ний Мурманск. 2012. 14 ноября. С. 6. 2 Там же. 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz