История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Соколова О. А. кальной окраске предметов, в других местах строит цветовую гамму за счет умелого использования цветового тона, совмещения теплого и холодного колеров. Манера письма разнообразна. Изображение больших плоскостей фонов выполнено с некоторой растяжкой и притенением к позему, изображение полов в виде мраморных плит имеет перспективу. Для художника характер­ ны широкая, местами неравномерная наружная линия, пластичный контур, отделяющий фигуру от пространства. Б отдельных наиболее освещенных и значимых участках он наносит блики, завершающие форму, например, в изображении зрачков. В письме складок одежд отсутствуют глухие тени, что придает им вещественную мягкость. Большое значение художник придает написанию ликов, они исполнены своеобразно и отлчаются один от другого. Наиболее выпуклые освещенные части ликов святых написаны тщательнее, глубина достигается нанесением отдельных темно-коричневых мазков в виде линий на веках, на носу, в угол­ ках губ, местами небольшой добавкой черного в зрачках глаз, мазок уверен­ но лепит форму. Роспись демонстрирует умелое исполнение и выявляет владение мону­ ментальным искусством. Владение объемной пластически осязаемой фор­ мой свидетельствует о знании художником анатомии. Необычным художе­ ственным решением автора явилось украшение композиций орнаментом вензелей. Фигуры Кирилла и Мефодия представлены в рост, размером они более трех метров. Располагаясь справа и слева от основного входа в храм, как стражи, они задают тон композиционного плана росписей храма. Фигуры заключены в широкие иллюзорные рамы, украшенные в верхней части вен­ зелями академического орнамента. Св. Мефодий, служитель Церкви и хранитель веры, изображен в светло- голубых серебристых одеждах: ряса небесного цвета, сверху сине-зеленого цвета фелонь и в тех же серебристо-голубых тонах омофор. На покровенной омофором левой руке литургический потир, поддерживаемый легким каса­ нием правой руки. Нимб написан светло-голубым цветом с легкой растяж­ кой высветления к краям и тонкой обводкой белилами. У святого светлая седая борода, голубые глаза, черные зрачки. Св. Кирилл в рясе голубого цвета, фелонь с широкими рукавами коричне­ вого цвета на пуговицах, в руках раскрытая книга с закладкой. Текст начина­ ется словами Евангелия от Иоанна « В начале было Слово» (Ин. 1 ,1 -3 ). 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz