История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Образы словенских просветителей Кирилла и Мефодия в церковном искусстве Вологодской земли Мефодий, учитель словенский. Монументальная роспись Воскресен­ ского собора Кирилло-Новоезерского монастыря. Фрагмент. Фото до реставрации Мефодий, учитель словенский. Монументальная роспись Воскресен­ ского собора Кирилло-Новоезерского монастыря. Общий вид. Фото после реставрации В 1830 г. в Кирилло-Новоезерском монастыре у Феофана проходил послуш- нический искус будущий епископ, ученый и проповедник Игнатий Брянча­ нинов. По двум сохранившимся композициям можно судить, что живопись ис­ полнена в технике масляной живописи, на грунте-имприматуре светло­ охристого цвета. Изучение структуры живописи выявило известково­ песчаную штукатурку 1-1,5 см. Присутствие насечек на кладке указывает на то, что перед исполнением росписей старая известь была сбита, значит в какой-то период стены храма были побелены. Используемых красок немного (охра, сажа, коричневый, белила, голу­ бой), они имеют частое применение в настенной живописи данного перио­ да. Красочный слой построен по классической схеме, последовательность наложения мазков не нарушена, умело переданы складки одежд. Раскладка цветовых пятен идет от основных колеров, одновременно цельная форма разбивается на полутона, блики, тени, румяна и широкие сглаженные мазки пробелов. В некоторых местах художник прибегает к ло­ 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz