История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Соколова О. А. ИТК-14, после войны ИТК-6 иЛО-17, который в 1950-е гг. годы был реор ганизован в лагерный пункт строгого режима. После смерти И. Сталина в 1953 г. колония была превращена в обычную тюрьму для опасных пре ступников. В 1956 г. в ИТК-17 был установлен строгий режим для мужчин, осужденных в первый раз за бандитизм и убийство. В 1994 г. впервые в во логодском регионе и в России на ее базе была создана исправительная коло ния с новым видом уголовного наказания - пожизненное лишение свободы. С 1997 г. монастырь стал одной из пяти колоний для пожизненных заклю ченных в России («Вологодский пятак», ИК-5). Обследование собора, выполненное в 2014 г. художником-реставрато- ром О. А. Соколовой, выявило присутствие двух композиций: «Кирилл, ученик Словенский» и «Мефодий, ученик Словенский», представляющих ростовое изображение святых, значительно пострадавшие от перестроек здания, механических повреждений, слоев краски от ремонтов, штробами под электричество. Живопись страдала от постоянных сквозняков, служив ших образованию очагов с выходом солей, делающих ее «махровой». В 2015 г. на живопись обратили внимание. Благодаря финансовой под держке УФСИН России по Вологодской области живопись удалось сохра нить. Художниками-реставраторами ООО «О браз Севера» выполнен пол ный цикл консервационно-реставрационныхработ, а именно: раскрытие от забела и закрасок, укрепление штукатурки и красочного слоя, подведение грунта и тонирование восполненных участков в стиле и технике автора. Жи вопись была покрыта лаком, выполнено описание сохранности, сделана рас ширенная фотосъемка. Теперь мы можем сказать, что живопись сохранена. При реставрации живописи пришлось бороться за каждый сантиметр, по крупицам собирать изображение фигур, но, к великому сожалению, пол ной картины храмовых росписей мы уже не увидим. Сохранились лишь две композиции, хотя, по словам очевидцев, в храме были изображения Бого матери, Николая Чудотворца. Позже удалось обнаружить фотографии с изображением Иоанна Предтечи и украшением живописи растительным орнаментом в арках. Исходя из анализа схемы росписей храма, композиции Кирилла и Мефодия являлись значимыми и могли служить началом роспи сей в храме. Да и по наполняемости живописи немаловажно видеть здесь изображения словенских учителей. Монастырь на протяжении многих лет был местом просвещения. В период XVIII-XIX вв. заметную роль в оживле нии русского иночества истинно монашеским духом сыграл архимандрит Феофан Новоезерский (ближайшихучеников старца Клеопы Покровского). 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz