История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Соколова О. А. ИТК-14, после войны ИТК-6 иЛО-17, который в 1950-е гг. годы был реор­ ганизован в лагерный пункт строгого режима. После смерти И. Сталина в 1953 г. колония была превращена в обычную тюрьму для опасных пре­ ступников. В 1956 г. в ИТК-17 был установлен строгий режим для мужчин, осужденных в первый раз за бандитизм и убийство. В 1994 г. впервые в во­ логодском регионе и в России на ее базе была создана исправительная коло­ ния с новым видом уголовного наказания - пожизненное лишение свободы. С 1997 г. монастырь стал одной из пяти колоний для пожизненных заклю­ ченных в России («Вологодский пятак», ИК-5). Обследование собора, выполненное в 2014 г. художником-реставрато- ром О. А. Соколовой, выявило присутствие двух композиций: «Кирилл, ученик Словенский» и «Мефодий, ученик Словенский», представляющих ростовое изображение святых, значительно пострадавшие от перестроек здания, механических повреждений, слоев краски от ремонтов, штробами под электричество. Живопись страдала от постоянных сквозняков, служив­ ших образованию очагов с выходом солей, делающих ее «махровой». В 2015 г. на живопись обратили внимание. Благодаря финансовой под­ держке УФСИН России по Вологодской области живопись удалось сохра­ нить. Художниками-реставраторами ООО «О браз Севера» выполнен пол­ ный цикл консервационно-реставрационныхработ, а именно: раскрытие от забела и закрасок, укрепление штукатурки и красочного слоя, подведение грунта и тонирование восполненных участков в стиле и технике автора. Жи­ вопись была покрыта лаком, выполнено описание сохранности, сделана рас­ ширенная фотосъемка. Теперь мы можем сказать, что живопись сохранена. При реставрации живописи пришлось бороться за каждый сантиметр, по крупицам собирать изображение фигур, но, к великому сожалению, пол­ ной картины храмовых росписей мы уже не увидим. Сохранились лишь две композиции, хотя, по словам очевидцев, в храме были изображения Бого­ матери, Николая Чудотворца. Позже удалось обнаружить фотографии с изображением Иоанна Предтечи и украшением живописи растительным орнаментом в арках. Исходя из анализа схемы росписей храма, композиции Кирилла и Мефодия являлись значимыми и могли служить началом роспи­ сей в храме. Да и по наполняемости живописи немаловажно видеть здесь изображения словенских учителей. Монастырь на протяжении многих лет был местом просвещения. В период XVIII-XIX вв. заметную роль в оживле­ нии русского иночества истинно монашеским духом сыграл архимандрит Феофан Новоезерский (ближайшихучеников старца Клеопы Покровского). 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz