История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Образы словенских просветителей Кирилла и Мефодия в церковном искусстве Вологодской земли письму местного иконописца Ивана Васильевича Калинвского.1 Святые представлены в святительских одеждах, они слегка развернуты друг к другу, в рост. Мефодий с посохом, в левой руке раскрытое Евангелие, в котором читается фрагмент 1-й главы от Иоанна. Кирилл в правой руке поддержива ет крест с Распятием, в левой раскрытый свиток с азбукой, которая начина ется словами Псалтири «Начало премудрости - страх Господень» (Пс. 110; 10). В верхней части иконы - Господь Вседержитель. Изображение помеще но в иллюзорную, «витьеватую» рамку с орнаментом и в нижней части до полнено картушами с надписями. Возможно, автор взял за основу графиче ские изображение святых из гравюрных изображений атласов, появивших ся в печати накануне празднования юбилейных событий второй половины XIX в. Наиболее близкой по типу является гравюра с изображением Кирил ла и Мефодия 1885 г. издания Князева из Одессы.2По колориту изображе ние достаточно яркое и праздничное, напоминающее украшение изобра жение великоустюгскими росписями. Важным событием 2014 г. стало обнаружение изображение Кирилла и Мефодия в монументальной росписи Воскресенского храма Кирилло-Но- воезерского монастыря.' В период выполнения ремонтных работ и приспо собления здания Воскресенского собора под помещения для заключенных, на западной стене четверика под слоем известкового забела и несколькими слоями масляной закраски были обнаружены фрагменты живописи. По причине того, что объект не включен в реестр памятников и имеет закрытый доступ, обследования здесь вообще никогда не проводилось. По сле революции монастырь был превращен в тюрьму для «врагов револю ции». В 1930-е и 1940-е гг. здесь была колония для политических заключен ных в системе ГУЛАГа. В 1938 г. в здании размещалась Новоезерская 1 Наиболее уважаемым и признанным мастером был Иван Васильевич Калиновский. С 1884 по 1888 гг. он был старшиной иконописного цеха, а в 1894 и в 1900-1904 гг. состоял на выборной должно сти ремесленного головы Великоустюгской ремесленной управы. Представление о его творчестве дает сохранившаяся подписная икона «Святители Кирилл и Мефодий, просветители славян» (1885). В этот период «вырастает» новый устюжский иконописный род Калиновских: Иван Андреевич Калиновский (1813-1843), его племянник Василий Семенович (1830-1877), владевший иконописной мастерской, и сыновья последнего: Иван Васильевич (1857-1930) и Пантелеймон Васильевич (1872-уп.1903). 2 Иванникова А. П. Особенности иконографии нового времени. Почитание святых равноапо стольных братьев Кирилла и Мефодия в России в XVIII - начале XX века / / В начале было слово... М.; СПб., 2013. С. 99. 3 Монастырь основан в начале XVI в. на Красном острове Нового озера прп. Кириллом Белым. В 1648 г. по обету, данному боярином Борисом Морозовым, на месте деревянного храма было начато строительство каменного главного собора в честь Воскресения Христова. 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz