История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Образы словенских просветителей Кирилла и Мефодия в церковном искусстве Вологодской земли Освобождение болгарского народа от османского ига породило празд нование «Дня Кирилла и Мефодия» или, как называют этот день в Болга рии, «Праздника букв», именно потому, что национальное возрождение болгар в XIX в. напрямую связано с возрождением национальной письмен ности, школьного образования и болгарской культуры в целом. 11 мая 330 г. - день рождения и освящения Константинополя - Нового Рима. С этого дня начался отсчет византийской истории, и потому день 11 мая навсегда вписан в историю византийской культуры. Свв. Кирилл и Мефодий - выдающиеся представители византийской православной куль туры - послужили рождению славянской православной культуры, и потому их общая церковная память (главный церковный праздник в их честь) со вершается 11 мая (24 мая по н. ст.). В 1885 г. исполнилось 1000 лет со дня кончины св. Мефодия. Святейший Синод Русской Православной Церкви к этой дате разослал по всей России особое праздничное Послание, в котором говорилось о великом подвиге первоучителей славянских народов. П. И. Чайковский написал гимн в честь святых. Подчеркивая великое значение трудов Константина Философа для про свещения наших предков, священник Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение истины» назвал его «духовным родителем русского народа». На заслуги свв. Кирилла и Мефодия перед славянской историографией указывал академик Д. С. Лихачев: «Взгляд на русскую историю как на часть мировой и чувство ответственности за весь мир стали также отличительной особенностью всех восточнославянских литератур и отчасти были унасле дованы ими через единую литературу Древней Руси от славянских просве тителей - Кирилла и Мефодия. Это им принадлежит мысль о единстве чело вечества и ответственности каждой страны, каждого народа в общечелове ческом устроении и просвещении».1 Книги, переведенные, составленные и написанные Кириллом, Мефоди- ем и их учениками, послужили тем прочным основанием, на котором в даль нейшем на протяжении более одиннадцати веков созидалось величествен ное здание славянской культуры. Не удивительно, что день церковной памя ти свв. Кирилла и Мефодия стал всемирным праздником славянской пись менности и культуры, а мероприятия в память святых, проводимые в городах 1 Лихачев Д. С. Тысячелетие письменной культуры восточного славянства и мир // Прошлое - будущему. Л., 1985. С. 151.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz