История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Образы словенских просветителей Кирилла и Мефодия в церковном искусстве Вологодской земли всего это выявленная икона1XIX в. из храма Рождества Богородицы г. Во логда и монументальная живопись2из Кирилло-Новоезерского монастыря Белозерского района Вологодской области. Изучая материал данной темы, прежде всего сталкиваешься с широким распространением почитания равноапостольных братьев, в котором благо дарное человечество неоднократно и многообразно отмечает великий труд создателей словенского языка и письменности прп. Кирилла (в миру Кон стантина по прозвищу Философ, 827-869, Рим) и его брата Мефодия, архи епископа Моравского (в миру Михаил, 815-885, Велеград, Моравия).' Происходили Кирилл и Мефодий из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. В славянском православии они почита ются как святые равноапостольные «учители словенские» и на Востоке, и на Западе. Их жизнь была непрестанным служением Богу и ближнему. Че рез проповедь, миссионерскую и просветительскую деятельность свв. Ки риллу и Мефодию удалось приобщиться к глубокой духовной и светской культуре единственной христианской империи того времени - Византии. Заслуги их в том, что они изобрели письмо, алфавит; приобщили славян к духовной культуре Православия, сделав переводы Священного Писания и некоторых святоотеческих и богослужебных книг; явили в своей соб ственной жизни пример святости, несения подлинных подвигов, борьбы за истину, стояния в правде и свободе. Исторические факты дают нам разные сведения о почитании равноапо стольных братьев Кирилла и Мефодия и, безусловно, оставляют некоторые вопросы и неизвестность, связанные с отсутствием как памятников, так и их научных исследований.4Службы святым не были включены в первые печат ные Минеи (1643-1647), а в Месяцесловах 1682 г. дни памяти святых были вообще исключены из церковного календаря. Почитание святых в XVII в. отражается в созданных иконах-минеях.'’ В XVIII в. иконописных изображе ний Кирилла и Мефодия практически не встречается. Лишь в XIX в. с усиле 1 Икона «Кирилл и Мефодий» из церкви Рождества Богородицы г. Вологда. Дерево, левкас, мас ло. 1885. Публикуется впервые. 2 Монументальная роспись «Кирилл и Мефодий», XIX в. Реставратор высшей категории стан ковой темперной живописи О. А. Соколова, реставратор по дереву А. В. Соколов, реставратор по мебели В.И. Соколов. Публикуется впервые. 3 Димитрий, епископ Ростовский. Книга житий святых. Книга третья: месяцы март-май. Киев, 1700. Кн. 3. Л. 530-543 об. 4 Иванникова А. П. Особенности иконографии Нового времени / / В начале было слово... М.; СПб., 2013. С. 8. 5 Лицевые святцы XVII века. Издание иконописца В. П. Гурьянова. М., 1904. 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz