История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Грацианова Н. П. тельной палате Троице-Сергиевой Лавры Карамзин обнаружил «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Р. П. Дмитриева сформулировала общие законы существования мона стырских библиотек. Им были свойственны книгописная, собирательная функции и они выступали как хранители книжности. В связи с разделением на два направления: иосифлянское и нестяжательское, книжные центры XVI в. имели дополнительную особенность - активное воздействие связан ных с ними писательских кругов на развитие публицистичности в литерату ре первой половины XVI в.1 Проследив историю книжных центров, мы убеждаемся в правоте слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачева о единстве и даже монолитности литературного процесса на Руси вплоть до конца XVI в.2 В разные хроно логические периоды этот процесс имеет свои особенности, но генераль ное направление развития остается одним. Тесная взаимосвязь писатель ской среды и писцов была характерной чертой самых различных центров письменности, разбросанных по всей Руси. Другая характерная осо бенность русской книжности - общение с литературной средой Визан тии, Афона, балканских стран. « В своем развитии начиная с X I в. рус ская книга постоянно использовала опыт зарубежной книги, особенно византийской и южнославянской. Этот опыт проходил иногда бурны ми потоками, целыми огромными массами. Такова, например, была эпоха второго южнославянского влияния в X IV -XV в в .» .3 Рассмотрев историю и особенности развития русской книжности и книжных центров XV-XVI вв., мы можем убедиться, что возникновение центров книжности на Руси связано как с духовной деятельностью, так и с общественно значимой необходимостью. В зависимости от значимости и направленности этих двух векторов развития русской православной циви лизации определялось сосредоточие письменности в тех или иных городах и монастырях. В силу этих же причин на каждом историческом этапе были свои ведущие центры книжности и, одновременно, менее значительные, но вносившие свой важный вклад в формирование национальной книжной 1 Дмитриева Р. П. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности / / Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР; Государственный Исторический музей / Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Л.: На ука, 1991. С. 6. 2 См.: Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XV1I вв. Л .,1973. Лихачев Д. С. Задачи изучения связи рукописной книги и печатной / / Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 4. 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz