История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Центры северорусской книжности XV-XVI веков Традиционно основным источником посту­ пления книг в монастырь было их переписывание, к которому привлекались самые грамотные мона­ хи. Центрами по переписке книг были упомяну­ тые выше Троице-Сергиев и Соловецкий мона­ стыри. Кроме того, практиковалась закупка книг в других монастырях, в том числе и за пределами России - в Константинополе и Афоне. Другим важным источником комплектования монастырских библиотек были вклады от лиц, по­ ступающих в монастырь, или вклады по наследству, на помин души и т. д. При этом следует отметить, что книги в то время ценились чрезвычайно дорого, и подобные вклады считались очень почетными. Например, на одной из книг XIV в. есть вкладная приписка, в которой говорится, что вкладчик за 23 кни­ ги, переданные монастырю, обязал последний кормить и одевать себя с сы­ ном пожизненно и притом не хуже всех монахов.1 Количество книг в фондах монастырей было различным и колебалось от нескольких десятков до полутора тысяч (последнее, например, в Соловец­ ком монастыре). Для монастырских библиотек была выработана строгая система учета и хранения рукописей, которая, как правило, продолжала существовать в монастырях вплоть до XIX в. Историю монастырских библиотек помога­ ют восстановить сохранившиеся описи, которые составлялись по различ­ ным поводам. Списки книг монастырских библиотек издавна включались вместе с описями другого монастырского имущества в писцовые или пере­ писные книги. Они составлялись также при передаче книг от одного книго- хранителя к другому и при смене монастырских властей, поэтому фонды некоторых монастырских библиотек сохранились в более или менее полном виде и до настоящего времени.2 К примеру, случайная находка в конце XVIII в. в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря единственного спи­ ска «Слова о полку Игореве» значительно обогатила наше представление о древней русской истории и литературе, мощные стены Кирилло-Белозер- ского монастыря спасли древнейший список «Задонщины», в книгохрани­ 1 Рубанова Т. Д. История библиотечного дела: Древний мир - Средние века - Эпоха Просвеще­ ния: Учеб. Пособие. Челябинск: ЧГАКИ, 2003. : Дмитриева Р. П. Светская литература в составе монастырских библиотек XV и XVI вв. / / ТОДРЛ.Л.: Наука, 1968. Т. XXIII: Литературные связи древних славян. С. 140-170. Экслибрис игумена Досифея Соловецкого 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz