История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Грацианова Н. П. ния книг».1Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употребля­ лось. Впервые оно встречается в знаменитой «Геннадиевской Библии», ко­ торая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце XV в. (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: «книжный дом». Второй раз термин встречается в начале XVII в. (1602 г.) в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная па­ лата для библиотеки».2Чаще всего собрания книг назывались книгохрани­ тельными палатами. Значение монастырей для христианской цивилизации трудно переоце­ нить. По справедливому замечанию Д. С. Лихачева, «изучение монастыр­ ской культуры позволяет проникнуть в самую суть средневековой куль­ туры в целом»,3 причем если западноевропейский тип культуры был по преимуществу городским и университетским, то русский - монастырским и библиотечным.4 XrV-XVI вв. в истории Руси можно с полным правом назвать эпохой мона­ стырского устроения, учредительства. Возникшие тогда десятки новых мона­ стырей сыграли выдающуюся роль в хозяйственном освоении земель, разви­ тии промыслов и торговли, отечественной культуры (письменность и литера­ тура, архитектура, живопись, музыка). Органической частью русского сред­ невекового общества становится формирующееся духовное сословие (приходские священники в городах и селах, монашество - «иночество»). Монастыри и церкви всецело отвечали духовным запросам средневеко­ вых людей, их социально-психологическому настрою.'' Библиотеки светских учреждений или отдельных частных лиц от XV и XVI вв. не сохранились. Некоторые сведения о частных библиотеках из­ вестны на основании тех же монастырских библиотек. Владельцы частных библиотек передавали свои книги в монастыри в виде вкладов. Монастыри являлись центрами, в которых рукописи переписывались, собирались и хра­ нились. 1 Глухов А. Русь книжная. http://m .litread.ru/read/434465/445000-446000?page=2. 2 Первые библиотеки на Руси и причины их возникновения, http://www.univer.omsk.su/pages/ hbwork/1.htm. 3 Лихачев Д. С. Вступительное слово, произнесенное на открытии конференции «Монастырская культура: Восток и Запад» 2 июня 1998 г. / / Монастырская культура: Восток и Запад. СПб., 1999. С. 5. 4 Философы и историки о монастырях / / Русские монастыри: Исусство и традиции. СПб., 1997. С. 8. 5 Черкасова М. С. Иван Грозный о монастырях и монашестве своего времени / / Кириллов: Крае­ ведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1997. С. 27-44. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz