История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Грацианова Н. П. ния книг».1Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употребля лось. Впервые оно встречается в знаменитой «Геннадиевской Библии», ко торая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце XV в. (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: «книжный дом». Второй раз термин встречается в начале XVII в. (1602 г.) в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная па лата для библиотеки».2Чаще всего собрания книг назывались книгохрани тельными палатами. Значение монастырей для христианской цивилизации трудно переоце нить. По справедливому замечанию Д. С. Лихачева, «изучение монастыр ской культуры позволяет проникнуть в самую суть средневековой куль туры в целом»,3 причем если западноевропейский тип культуры был по преимуществу городским и университетским, то русский - монастырским и библиотечным.4 XrV-XVI вв. в истории Руси можно с полным правом назвать эпохой мона стырского устроения, учредительства. Возникшие тогда десятки новых мона стырей сыграли выдающуюся роль в хозяйственном освоении земель, разви тии промыслов и торговли, отечественной культуры (письменность и литера тура, архитектура, живопись, музыка). Органической частью русского сред невекового общества становится формирующееся духовное сословие (приходские священники в городах и селах, монашество - «иночество»). Монастыри и церкви всецело отвечали духовным запросам средневеко вых людей, их социально-психологическому настрою.'' Библиотеки светских учреждений или отдельных частных лиц от XV и XVI вв. не сохранились. Некоторые сведения о частных библиотеках из вестны на основании тех же монастырских библиотек. Владельцы частных библиотек передавали свои книги в монастыри в виде вкладов. Монастыри являлись центрами, в которых рукописи переписывались, собирались и хра нились. 1 Глухов А. Русь книжная. http://m .litread.ru/read/434465/445000-446000?page=2. 2 Первые библиотеки на Руси и причины их возникновения, http://www.univer.omsk.su/pages/ hbwork/1.htm. 3 Лихачев Д. С. Вступительное слово, произнесенное на открытии конференции «Монастырская культура: Восток и Запад» 2 июня 1998 г. / / Монастырская культура: Восток и Запад. СПб., 1999. С. 5. 4 Философы и историки о монастырях / / Русские монастыри: Исусство и традиции. СПб., 1997. С. 8. 5 Черкасова М. С. Иван Грозный о монастырях и монашестве своего времени / / Кириллов: Крае ведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1997. С. 27-44. 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz