История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Центры северорусской книжности XV-XVI веков неграмотным, непосвященным».1 По мнению исследователя, церковная литература была обра­ щена « к неграмотной, вне письменности суще­ ствующей массе простолюдинов».2 Картина развития письменности на Руси, прежде всего в Новгороде, показывает, что та­ кого резкого противопоставления, как в средне­ вековой Европе, на Руси, по-видимому, не суще­ ствовало. Распространению грамотности вширь способствовал и тот факт, что, в отличие от За­ падной Европы, языком книжности и грамоты на Руси был родственный древнерусскому цер­ ковнославянский язык.' После принятия христи­ анства (988 г.) в Киевскую Русь начала поступать переводная христианская литература из Визан­ тии и Болгарии. Она расширяла кругозор, вызы­ вала интерес к книге, приобщала к чтению, спо­ собствовала дальнейшему развитию культуры, знакомила с новыми нормами морали и нравственности, с историческими и географическими сведениями. Все больше и больше становилось людей, «насытившихся сладостью книжной». Книголюбие рассматривалось как одна из христианских добродетелей. «Слово о почитании книжном» св. Ефрема Сирина, «С л о в о ...» Иоанна Златоуста были широко распростра­ нены в русской книжности. Идея необходимости чтения добрых книг, подо­ бающих для духовного совершенствования, изложена в «Поучении игуме­ нам, попам и диаконам» св. Петра, митрополита Московского.4 А «для продолжения и углубления образования, а также и для самооб­ разования, - указывает академик Б. Д. Греков, - служили библиотеки. Они были введены в русские монастыри вместе со Студийским монастырским уставом. Библиотеки находились в ведении особого брата-библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чте­ 1 Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 198. с. 19—20. 2 Там же. С. 23. 3 Указ. соч. С. 28. 4 История книги / Под. ред. А. А. Говорова и Т. Г. Куприяновой / Центр дистанционного образо­ вания МГУП, 2001. http://www.hi-edu.ru/e-books/HB/11- 3.htm. и/г(плдп1 nAulu’einAmtAtAA^iKnhi'it Qtiotukrofo^rk •^Jror0fKf/ ,^ " ,At1,er1^ г т л д т л ^ н ^ т ш шли кого носы rOfO ^A H I ItКОП А . OtlllA (IM /l/riflilA? € 1 Ю П ‘ЗА П (/и 01 Цк ЛкО ЛШ«* п< иол* It Свт. Геннадий Новгородский. Миниатюра Лицевого летопи­ сного свода 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz