История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Грацианова Н. П. представляла собой постоянное, но подвижное един ство » / а центры книжности на протяжении XI-XVI вв. прямо или косвенно взаимодейство­ вали друг с другом. Как и почему книжные центры в XV-XVI вв. переместились в северные монастыри? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истокам книжности на Руси. Христианская культура, воспринятая Русью от Византии, в основе своей была книжной. Древнерусский летописец сравнивал книгу с реками, «напояющими» Вселенную и с солнечным светом. «Изборник Святосла­ в а » утверждал: «Красота воину - оружие, и кораблю - ветрило, так и пра­ веднику - почитание книжное». В сборнике «Пчела» отмечалось: «Ум без книг, аки птица спешена. Якож она взлетати не может, такоже и ум не домыс- лится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное». В «Поучении Соловецкой библиотеки» книги сравниваются с глубинами морей, откуда читатель «выносит жемчуг драгий». После этого автор с удо­ вольствием добавляет: «Добро есть, братие, почитание книжное... » 2 Древняя Русь оставила нам множество рукописных и печатных произве­ дений, рассказывающих о том, как жили, о чем думали, что умели делать наши далекие предки, какого уровня достигли у них литература, наука, искусство. И сама книга, особенно рукописная, - предмет искусства: она вобрала в себя мастерство переписчиков, переплетчиков, художников, ювелиров. В системе памятников северной древнерусской письменности ведущая роль принадлежит книжным текстам во всем их жанровом разнообразии, дающим представление как о репертуаре чтения средневекового книжни­ ка, так и о культурных традициях того или иного книжного центра/ Характеризуя западноевропейскую средневековую словесность, А. Я. Гуревич отмечал: «средневековое общество в своей толще было об­ ществом безписьменным... Грамотность расценивалась как привилегия, как определенное социальное преимущество, и присущие этому общест­ ву антагонизмы дополнялись и осложнялись высокозначимым проти­ вопоставлением грамотных, образованных, посвященных невежественным, 1 Там же. 2 Глухов А. Г. Русь книжная. М., 1979. С. 8. 3 Рождественская Т. В. Развитие грамотности и книжной культуры в Новгороде (по данным эпи­ графики) Книжные центры Древней Руси. XI-XVI вв.: Разные аспекты исследования / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) / Отв. ред. Д.С. Лихачев. СПб.: Наука, 1991. С. 19. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz