История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Слово о преподобном Феодорите, просветителе Кольском (1481-1571) породил великий сонм святых Кольского Севера, он оставил после себя целую плеяду последователей школы монастырского старчества. Среди его учеников такие знаменитые подвижники, как преподобные Трифон Печенгский и Варлаам Керетский, преподобномученики Печенгские Иона и Герман, игумен Гурий и с ним 116 мучеников. Духовное наследие, завещанное нам великим просветителем Коль­ ским - преподобным Феодоритом, многогранно и масштабно. В равной степени уникальными и достойными восхищения являются многие об­ стоятельства его долгой жизни, свидетельствующие об очевидном «от младых ногтей» избранничестве подвижника, об угодности Господу его великих дел и свершений. С семи лет пребывая во Владычнем монастырьке при Ростовской ар­ хиепископии и трудясь над переписыванием книг для соловецкой би­ блиотеки, возревновал юный «дьячишка Федор» о повторении подвига святителя Стефана, просветившего в XV веке светом веры евангельской языческие народы Великой Перми. Для осуществления этой достойной миссии юный Федор обладал всеми необходимыми внутренними качествами и дарованиями. Оче­ видные способности к языкам, филологические, философские и бого­ словские таланты в полной мере были им наследованы от своих выдаю­ щихся предков.1 В конце XV века, с 1493 года, двенадцатилетний отрок Феодор уже числится в послушниках «на Соловецком острове, в монастыре, иже ле­ ж и т на Ледовом море». По уставу преподобного Зосимы Соловецкого, искус послушания для соловецких послушников продолжался не менее трех лет, но игумен Досифей уже через год принял решение о постриге отрока с наречением имени Феодорит. Такая, как могло бы показаться, поспешность отнюдь не затрагивала незыблемых основ монастырского устройства, служащих формированию в каждом иноке человека вну­ треннего молитвенного делания и нацеленного на духовное созидание «служителя Христова и домостроителя тай н Божиих» (1 Кор. 4,1). Об этой мудрой несуетности воспитания «новой твари во Хри­ сте», о понимании того, что главное делание жизни монаха, на которое 1 Мы оставляем в силе высказанное нами ранее предположение о родстве Феодорита («Федора Жиденова») с известным книжником XV века Федором Жидовином, автором знаменитого перевода Псалтири и «Послания к иудеям». См.: Митрофан (Баданин), иеромонах. Блаженный Феодорит Коль­ ский, просветитель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию Жития. Мурманск, 2002. С. 79-83. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz