История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Образ святителя Стефана Великопермского в произведениях иконописи. книги и домашние одежды как последний за- лог любви к своей пастве. За «Преставлением» святого следуют «Перенесение усопшего в Спа- со-Преображенский собор» и его «Погребе­ ние» (илл. 8, 9). Этот сюжет проиллюстрирован в миниатюре рукописного сборника XVIII в. (1750-е - 1760-е гг.) из коллекции рукописных книг Вологодского музея-заповедника. Все три последних сюжета имели место в ро­ списи церкви Спаса на Бору и цикле находив­ шейся там житийной иконы святого. Москов­ ское влияние ощутимо и в самой живописи. Икона написана одним из прошедших столич­ ную выучку вологодских иконописцев, вероят­ нее всего, вызывавшихся к государеву двору для выполнения важных заказов. Это единственный персональный образ святого в собрании музея. Ико­ нография святителя включает варианты его изображения среди избранных святых. К таким произведениям относится икона XIX в. «Святая Пульхерия и святой Стефан Пермский», поступившая в собрание музея в 2005 г. от Управления внутренних дел.1 Редкость сочетания изображенных святых указывает на ее заказной характер: икона была личным (домашним) молель­ ным образом, а св. Пульхерия и св. Стефан являлись патрональными святы­ ми ее владельцев. Среди произведений, в иконографическую программу которых входит образ Стефана Пермского наряду с другими угодниками, можно выделить значительную группу икон «Спас с предстоящими и припадающими святы­ ми». В большинстве случаев эти иконы могут атрибутироваться как « С о ­ бор вологодских святых», иногда состав персонажей бывает смешанным, дополняется общерусскими и вселенскими святыми. Например, икона из вологодской Царе-Константиновской церкви начала XVIII в.2и икона конца 1 Инв. № ВГМЗ 37343.23,7х 17,6x2,3 см. 2 Инв. № ВОКМ 8595. Икона «Вседержитель с 29 вологодскими святыми». Нач. XV7II в. 46x40 см. В процессе работы над исследовательским проектом, осуществляемым при поддержке РГНФ (проект № 14-14-35004 «Фундаментальное исследование живописных произведений на дереве и холсте ведущего вологодского иконописца начала XVIII века Ивана Григорьева Маркова и художников его круга»), дан­ ное произведение атрибутировано на основе формально-стилистического анализа как принадлежащее к кругу произведений известного вологодского иконописца начала XVIII в. Ивана Григорьева Маркова. 7. Предсмертное поучение св. Стефана Пермского. Клеймо 12 иконы «Стефан Пермский, с житием». Третья четверть XVI1в., из Казанской церкви на Торговой площади Вологды 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz