История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Зеленина Я. Э., Виноградова Е. А. 6. Разрушение кумирницы. Клеймо 10 иконы « Стефан Пермский, с житием». Третья четверть XVII в., из Казанской церкви на Торговой площади Вологды и водой, и других ярких событиях жития святого. Единственное клеймо, которое с определенной долей вероятности может быть атрибутировано как спор с кудесником, - «Проповедь святого Стефана в зырянских землях», сопровождающе­ еся текстом «С ты Стефан / / поучаетъ / / народ в селе / / хаставе». Село с подобным названием не упоминается в агиографической литературе, что позволяет высказать предположение о не­ точном переносе текста оригинала, который мог звучать как «святой Стефан поучает народ вере Христове». В композиции изображена противо­ стоящая Стефану группа зырян, по-видимому, возглавляемая волхвом с развернутым свитком в руках, а об остроте спора с противником христианства свидетельствует включение персонажа, в ужасе зажавшего уши руками. Клеймо 10 (илл. 6) иллюстрирует один из ярких эпизодов жития св. Сте­ фана - уничтожение кумирницы (селение Гам в аннотирующей надписи на красочном слое записи не упоминается). Особенностью житийного цикла вологодской иконы является подроб­ ное повествование о преставлении святого, включающее предсмертное поучение духовных чад в связи с откровением Божиим о близкой кончине (илл. 7). Это прощание святого Стефана с паствой в Усть-Выми перед по­ следним отъездом в Москву. В житии повествуется о том, что, получив при­ глашение митрополита, св. Стефан имел от Господа откровение, что его пу­ тешествие в Москву будет последним и что он не увидит более своей Перми. Тяжело было его отеческому сердцу навсегда расстаться со своими духовны­ ми детьми, не повидавшись с ними еще раз и не преподав им своего послед­ него благословения, но путешествовать самому по их селениям уже не было времени. Поэтому, собираясь в путь, он созвал в Усть-Вымь большую часть своей паствы и долго беседовал, поучая народ и наказывая свято хранить христианскую веру и повиноваться пастырям Церкви. Он объявил пастве, что беседует с ними в последний раз. Прибыв в Москву к Пасхе (2 апреля), св. Стефан вскоре заболел и после немногих дней болезни почувствовал, что приближается его кончина. Пред самою кончиною, призвав всех своих спутников, Стефан долго беседовал с ними, убеждал пребывать твердыми в вере и завещал им отвезти обратно в Усть-Вымь его святительские ризы, 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz