История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Зеленина Я. Э., Виноградова Е.А. 2. Лик святителя. Фрагмент иконы «Стефан Пермский, с житием». Третья четверть XVII в., из Казанской церкви на Торговой площади Вологды 3. Лик святителя. Фрагмент иконы «Стефан Пермский, с 16 житийными клеймами». XVII в., из Никольской церкви Крестовоздвиженского монасты­ ря в Сольвычегодске Фигура святого на иконе из вологодской церкви Богоматери Казанской на Торгу отлича­ ется более вытянутыми пропорциями, с удли­ ненной нижней частью. Сам средник иконы име­ ет сложную композицию, с изображением Ново­ заветной Троицы (Сопрестолие) в круглой сла­ ве, расположенной на фоне «н еб а » в окружении ангелов. Икона очень декоративна, в одном толь­ ко изображении неба автор использовал три раз­ личных способа его передачи, в то время как до­ статочно было бы одного. Тем не менее, к автор­ скому красочному слою относится изображение расширяющейся полусферы, декорированной завитками кудрявых облаков, фрагменты в верх­ них углах средника с более условным облачным декором и синяя дуга под ними. Богато декориро­ ваны одежды святителя и обрамление средника (до позема) с боковых сторон. Особенностью во­ логодской иконы является и расположение жи­ тийных клейм лишь с трех сторон центрального образа. Иконографическая программа житийного цикла публикуемой иконы не совпадает полно­ стью ни с одним из упомянутых выше памят­ ников. Все события, нашедшие отображение в воло­ годской иконе, взяты из текста жития, составлен­ ного Епифанием. Подробно иллюстрируется на­ чало жизненного пути святителя, включающее сцены рождения, Крещения и приведения во уче­ ние св. Стефана. В отличие от иконы из Сольвыче- годска, территориально близкого к Великому Устюгу, в иконографическую программу вологод­ ского памятника не вошел сюжет пророчества Прокопия Праведного. Иконография рождения и Крещения святого типична для изображений подобного содержания и не имеет ярко выражен- 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz