История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Образ святителя Стефана Великопермского в произведениях иконописи. изображением святителя окружали 18 житийных клейм. На ее оборотной стороне была выполнена пространная надпись: «С . Стефан епископ Родос бъ великия России, града Устюга, сын клирика соборныя церкви С. Богоро дицы на Устюге, именем Симеона и Матери Марии и первый епископ Пер ми бысть, иже научи вере Христове и крести грамоту по их языку составил в лето 1372 г. представись в лето 1396, тело же его положено во святом хра ме сем » .1По описи имущества храма 1775 г. значатся еще два образа святи теля - персональный, в посвященном ему приделе, и на раке с мощами. Сю жеты клейм житийной иконы перекликались с сюжетами росписи на север ной и западной стенах храма, достаточно подробно описанной Н. Д. Изве ковым в 1913 г. К сожалению, судьба этой иконы в настоящее время неизвестна. По-видимому, одновременно с ее «реставрацией» художник Подключников сделал список с ее средника для великой княгини Алексан дры Иосифовны, находившийся впоследствии « в опочивальне Ея Импера торского Высочества».2 Именно это изображение святителя является на сегодняшний день наиболее известным, т. к. оно неоднократно воспроизво дилось в изданиях XIX в. Из житийных икон XVII в. на сегодняшний день введена в научный обо рот опубликованная в ряде изданий икона с 16 житийными клеймами из Ни кольской церкви Крестовоздвиженского монастыря в Сольвычегодске, на ходящаяся ныне в собрании Сольвычегодского государственного историко художественного музея. И. Н. Котылева сообщает об иконе начала XVII в. (?) с 20 житийными клеймами из с. Вотча и иконе XVII в. из Чердыни с 8 клеймами. Эти памятники находятся в собрании Национального музея Республики Коми. Для всех житийных образов «зырянского апостола» XVII в. характерно ростовое изображение святителя в среднике. Сравнение средника вологодской иконы с иконой из Сольвычегодска позволяет говорить о значительном сходстве основных иконографических черт и художественных приемов, что особенно ощутимо в лике святителя: близко посаженные глаза с пронзительным взглядом и крупными темными зрачками, дугообразные брови, тонкий правильный прямой нос, высветле ния большими растушеванными пятнами разбеленной охры, обилие орна ментов (илл. 2, 3). Там же. С. 61. Лыткин Г. С. Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык. СПб., 1889. С. 13. 71 I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz