История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Образ святителя Стефана Великопермского в произведениях иконописи. изображением святителя окружали 18 житийных клейм. На ее оборотной стороне была выполнена пространная надпись: «С . Стефан епископ Родос бъ великия России, града Устюга, сын клирика соборныя церкви С. Богоро­ дицы на Устюге, именем Симеона и Матери Марии и первый епископ Пер­ ми бысть, иже научи вере Христове и крести грамоту по их языку составил в лето 1372 г. представись в лето 1396, тело же его положено во святом хра­ ме сем » .1По описи имущества храма 1775 г. значатся еще два образа святи­ теля - персональный, в посвященном ему приделе, и на раке с мощами. Сю­ жеты клейм житийной иконы перекликались с сюжетами росписи на север­ ной и западной стенах храма, достаточно подробно описанной Н. Д. Изве­ ковым в 1913 г. К сожалению, судьба этой иконы в настоящее время неизвестна. По-видимому, одновременно с ее «реставрацией» художник Подключников сделал список с ее средника для великой княгини Алексан­ дры Иосифовны, находившийся впоследствии « в опочивальне Ея Импера­ торского Высочества».2 Именно это изображение святителя является на сегодняшний день наиболее известным, т. к. оно неоднократно воспроизво­ дилось в изданиях XIX в. Из житийных икон XVII в. на сегодняшний день введена в научный обо­ рот опубликованная в ряде изданий икона с 16 житийными клеймами из Ни­ кольской церкви Крестовоздвиженского монастыря в Сольвычегодске, на­ ходящаяся ныне в собрании Сольвычегодского государственного историко­ художественного музея. И. Н. Котылева сообщает об иконе начала XVII в. (?) с 20 житийными клеймами из с. Вотча и иконе XVII в. из Чердыни с 8 клеймами. Эти памятники находятся в собрании Национального музея Республики Коми. Для всех житийных образов «зырянского апостола» XVII в. характерно ростовое изображение святителя в среднике. Сравнение средника вологодской иконы с иконой из Сольвычегодска позволяет говорить о значительном сходстве основных иконографических черт и художественных приемов, что особенно ощутимо в лике святителя: близко посаженные глаза с пронзительным взглядом и крупными темными зрачками, дугообразные брови, тонкий правильный прямой нос, высветле­ ния большими растушеванными пятнами разбеленной охры, обилие орна­ ментов (илл. 2, 3). Там же. С. 61. Лыткин Г. С. Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык. СПб., 1889. С. 13. 71 I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz