История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Зеленина Я. Э.; Виноградова Е. А. что в устье Выми построил свою келью Стефан, из места под названием Княжский погост к нему подступают вооруженные язычники во главе с Пансотником. Они трижды пытаются его убить и сжечь келью, но слепнут и молят о пощаде. Стефан трижды возвращает им зрение, за что пермяне- «идолопоклонники» очищают от леса место для будущей церкви Благове­ щения Богородицы, насыпают холм, роют рвы для укрепления этого места. Во время работы св. Стефан кормит их, чудесно деля одну рыбину и один каравай хлеба на тысячу человек. Кульминацией «П овести » является эпи­ зод разрушения главной кумирницы язычников. В «Ж итии» Епифания так­ же сообщается о разрушении кумирниц, что представляется обычным де­ лом, демонстрацией ложности языческих богов. Описание подобных дея­ ний в «П овести » имеет иную окраску. В кумирнице растет огромная «про- кудливая» (т. е. чудесная) береза и обитают живые языческие боги. Стефану является Бог и велит «небоязненно искоренить» кумирницу и срубить эту березу. Святой три дня и три ночи рубит дерево и слышит при этом разные голоса, мольбы: «здесь наше обиталище». Вместе с деревом как бы рушится и вся языческая вера пермян. На месте березы святитель построил церковь во имя архистратигов Михаила и Гавриила и устроил монастырь. Иконогра­ фия нескольких сохранившихся житийных икон Стефана Пермского про­ анализирована И. Н. Котылевой.1По легенде, первый образ святого Стефа­ на, как и житие, был написан был написан Епифанием Премудрым и нахо­ дился в соборе Спаса на Бору Московского Кремля, где первый пермский епископ был погребен в домашней церкви великих князей по распоряже­ нию князя Василия Дмитриевича, исполнившего волю отца. Спасо-Преоб- раженский собор был одним из центров почитания святого до 1917 г. Еже­ годно 26 апреля, в день преставления Стефана Пермского, в нем проходили праздничные службы с участием царской семьи, а находившийся в иконо­ стасе храма житийный образ был одной из главных святынь. В 1855 г. «древ­ няя икона св. Стефана Пермского с его деяниями и чудесами» значится в списке икон, передаваемых для «очистки» известному художнику Под- ключникову.2По сохранившимся от этого времени сведениям известно, что икона была «писана московским пошибом XVII в .», средник с ростовым 1 Котылева И. Н. Формирование иконографии «зырянского апостола» в XVII в.: к вопросу о развитии почитания св. Стефана Пермского на Руси / / Историческое произведение как феномен культу­ ры. Сборник научных статей. Вып. 2. Сыктывкар, 2007. С. 116-125. 2 Извеков Н. Д. Соборный храм во имя Преображения Господня, что на «Б о р у », при Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1913. С. 22. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz