История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Образ святителя Стефана Великопермского в произведениях иконописи. Самым ранним образом свт. Стефана Пермского в собрании музея явля ется житийная икона из Казанской церкви на Торговой площади Вологды.1 Икона написана вологодским иконописцем в третьей четверти XVII в. и составляет единую стилистическую группу с иконами «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)» из ризницы вологодского Софийского собора, «Преподобный Феодосий Великий» из Владимирской церкви Вологды и «Собор Богоматери» из Андреевской Фрязиновской церкви Вологды. Исследователи агиографии святого2 выделяют ряд основних источни ков: «Слово о житии и учении святого Стефана Пермского» Епифания Премудрого, «Повесть о Стефане Пермском» и «Сказание о пермских епископах». Наиболее ранним и самым значительным из этих литератур ных памятников является произведение Епифания, современника и сопост- ника святого, который особо подчеркивает в личности Стефана его образо ванность: «чудесный учитель, исполненный мудрости и разума, смолоду научившийся всей светской философии, книжной мудрости и искусству грамматики». В житии нет нарочитых чудес, миссия просветителя удается именно благодаря исполненное™ Божьм Словом. В «Повести о Стефане Пермском» внимание читателя акцентируется именно на чудесах. Услышав, 1 Икона «Стефан Пермский, с житием». Третья четверть XVII в., Вологда. 141x110 см. Инв. № ВОКМ 8061. Поступила в музей 05.07.1929 г. Реставратор А. А. Козьмин (Москва), 2012 г. Порядок клейм: 1. Рождество св. Стефана (Рождество св. [Стефана ... ]; 2. Крещение св. Стефана (Крещение стаго Стефана Перьмскаго); 3. Приведение во учение (Приведоша стаго Стефа[на] / / къ научения / / грмоти); 4. Пострижение в монахи (Пострижение / / стаго Стефана / / Перьмскаго); 5. Поставление в диаконы (Преставление / / ко дьякоы ста / / Стефана Пермскаго); 6. Поставление в иеромонахи (Поставление / / в попы / / стаго Ст. / / Перьмскаго); 7. Поставление во епископы (Поставление в ипископы / / стаго Сте фана Перьмскаго); 8. Крещение зырян (Святый Стефан крести Пермь Великую); 9. Проповедь св. Сте фана в зырянских землях или Спор о вере с Памом (Сты Стефан / / поучаетъ / / народ в селе / / хаставе); 10. Разрушение кумирницы в Гаме (Милостивой Стефан стал истреблятъ идолов); 11. Служба в храме Благовещения в Усть-Выми (Сты Стефанъ / / служиша ста / / литургию [...]; 12. Предсмертное поучение св. Стефана Пермского (Сты Стефанъ от ходя света поучает// заповедеемъ божиемъ); 13. Преставле ние св. Стефана (Преставление стаго Стефана Пермскаго); 14. Перенесение в собор Спаса на Бору Мо сковского Кремля (Принесение ... св. Ст. Перм.); 15. Погребение св. Стефана (Погребение св. Стефана Пермскаго). Ввиду плохой сохранности авторских надписей в раскрытых клеймах приведены имевшиеся аннотации и имеющиеся на момент публикации записи не позднее XVIII (?) в. 2 Святой Стефан Пермский в церковных и устных преданиях / / Арт. Сыктывкар, 2002. № 3. С. 86-87; Прохоров Г. М. Равноапостольный Стефан Пермский и его агиограф Епифаний Премудрый / / Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. СПб.: Глагол, 1995. С. 3-47; Коты- лев А. Ю. Слово о житии святого отца нашего Стефана, бывшего Перми епископом, как историческое произведение / / Историческое произведение как феномен культуры. Сборник научных статей. Вып. 2. Сыктывкар, 2007. С. 91-115; Он же. Социокультурное значение образа и деяний святителя Стефана Пермского в свете исторических аналогий / / Памяти равноапостольного Стефана. К 610-летию успения св. Стефана Пермского. Материалы расширенного заседания ученого совета Национального музея Рес публики Коми. Сыктывкар, 2006. С. 12-45. 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz