История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Зеленина Я. Э., Виноградова Е. А. П. Ф. Лимерова, что «волны монастырско-крестьянской колонизации к на чалу XV в. проникли бы на территорию Вычегодской Перми. Однако в са мом начале движения этой волны в Пермский край попал выдающийся ре лигиозный деятель Средневековой Руси, сподвижник и друг основателя пустыннического движения св. Сергия Радонежского - св. Стефан Перм ский, и освоение этой территории пошло совершенно по иному сценарию. В отличие от монахов-пустынников, “спасавших” в лесном безмолвии себя, св. Стефан проявил заботу о духовном спасении многих народов... Он не только стал благовестником новой религии на этих землях, но и позаботил ся об их духовном обустройстве, открыв школы, церкви, монастыри. В ре зультате деятельности св. Стефана в пределах Московского княжества поя вилось первое автономное национальное церковно-административное об разование в рамках созданной им Пермской епархии».' Несмотря на давнее почитание свт. Стефана Пермского в Вологодских землях, образ святого не относятся к встречающимся наиболее часто в мест ных храмах и музейных собраниях. Храмы, освященные в честь великопермских святителей, существовали на территории Вологодского архиерейского дома.2Автор книги «Вологда прежде и теперь» священник Сергей Непеин сообщает, что в 1897 г. ранее упраздненная в Крестовой палате Христорождественская церковь была «освящена во имя святителя Стефана, епископа Пермского, и всех вологод ских преподобных подвижников и чудотворцев». Мы не располагаем статистическими данными об иконографии образов в храмах Вологды, в которых, безусловно, были иконы свт. Стефана, и обра тимся непосредственно к анализу собрания Вологодского государственно го музея-заповедника, фонды которого насчитывают около четырех тысяч произведений иконописи и в известной мере отражают хронологический и иконографический состав произведений иконописи в храмах Вологды, Во логодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов3к началу второй четвер ти XX в. 1 Лимеров П. Ф. Стефан Пермский: проблема духовного наследия / / Памяти равноапостольного Стефана. К 610-летию успения св. Стефана Пермского. Материалы расширенного заседания ученого со вета Национального музея Республики Коми. Сыктывкар, 2006. С. 53. 2 Так, в 1653 г. архиепископом Маркелом над святыми вратами Архиерейского дома была устро ена деревянная церковь в честь трех пермских святителей - Герасима, Питирима и Ионы. В 1687-1692 гг. на ее месте была построена существующая ныне одноглавая каменная церковь, освященная в честь Воз движения Креста Господня. 3 Указанные административные единицы являются основной территорией сбора памятников, во шедших в состав коллекции древнерусской живописи Вологодского государственного музея-заповедника. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz