История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Образ святителя Стефана Великопермского в произведениях иконописи. и горячее желание продолжить обучение привели юношу в Ростовский Гри- гориево-Богословский монастырь, знаменитый своим собранием книг и об разованностью иноков. Составитель жития святого Епифаний, живший в монастыре в это же время, особенно отмечал необыкновенное усердие св. Стефана Пермского в молитве и чтении. За время пребывания в монастыре (около десяти лет) св. Стефан стал образованнейшим человеком своего вре мени, изучил греческий язык, проанализировал пермскую фонетику и соз дал 26 знаков, соответствующих ее звукам, - зырянскую азбуку, перевел на зырянский язык нескольких богослужебных книг. В этом монастыре он был пострижен в монахи настоятелем старцем Максимом Калиной и поставлен в чин дьякона. В 1379 г. св. Стефан получил благословение епископа Коло менского Герасима на миссионерство в Пермских землях и поставлен в свя щенники. Проповедуя христианство, св. Стефан прошел от Пыртаса (современ ный Котлас) вглубь Пермских земель не менее тысячи километров, основал Благовещенскую, Никольскую и Гаврило-Архангельскую церкви в Усть- Выми и ряд монастырей - Михайло-Архангельские в Усть-Выми и Яренске, Спасский и Стефановский близ Усть-Сысольска на реке Печоре. Зимой 1383-1384 гг. во Владимире совершилось посвящение св. Стефана во епи скопа новоучрежденной епархии. В московской летописи под 6891 (1383— 1384) г. сделана запись: «Тое же зимы Пимен, митрополит на Москве, два епископа постави: Михаила епископом Смоленску, а Стефана, нарицаемого Храпом, епископом в Пермь». В русских летописях XIV в. сказано, что Сте фану «н а велицем Сборе по вся году возглашают вечную память». Это зна чит, что уже сразу после кончины Стефан был включен в число выдающихся защитников и проповедников православия, чьи имена читались по синодику в соборе в Неделю Православия (первое воскресенье Великого поста). Ка нонизирован как святой Стефан был только в 1549 г., «впрочем, и до сего времени, - писал архимандрит Макарий, - его имя ставилось наряду с про славленными уже угодниками Божиими, и в честь его как Пермского перво святителя писались иконы и строились храмы, особенно в местах, им про свещенных верою Христовою». В 1799 г. священник Иван Алексеев напи сал акафист и службу прп. Стефану с кратким житием. Но еще задолго до этого служба святителю была написана сербом Пахомием по повелению владыки Филофея, бывшего епископом Пермским с 1472 по 1501 г. Деятельность св. Стефана способствовала укреплению власти москов ских князей на общирных северных территориях. Согласимся с мнением 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz