История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

«П очто ученицы твои не ходят по преданию старческу?» нахом, пройдя первоначальный этап своей иноческой жизни в Корнильево- Комельском монастыре. И хотя мы не можем быть уверены, что Порфирий Малой не был под началом у старца Артемия в бытность свою новопостри- женным иноком, с остальными учениками Артемия ситуация более очевидна. Они никак не могли «ходить по преданию старческу», поскольку не жили вместе со своим наставником и, скорее всего, приходили к нему уже не будучи новоначальными, - приходили для бесед и совместного чтения. И опять возникает параллель с опытом Нила Сорского: «Аще обрящет- ся гд-feдуховенъ старець, имЪа ученика единого или два и, аще имат потребу, когда - третиаго, и аще кыи близ безмолвствуют, в подобно время приходя- ще, просвещаются беседами духовными. Мы же, новоначалнии, неразум- нии, единъ от другаго въразумляемся и подтверждаемся, якоже писано есть: “Брат братом помогаем - яко град твердь”, - и имЪем учителя непрелестна - богодухъновеннаа Писаниа. Того ради нам удобно зрится с верными брати- ами единомудреными въ дЬло Божие пребывание, съ едином или двЪма, да от святых Писаний воли Божие научающеся, и аще кому Богъ подаст вяще разумЪти, брат брата да назидает и друг другу помогает, ратуеми от бесовъ и стужаеми от страстей, якоже глаголет святый Ефрем, и тако на дЬла благаа благодатию Божиею направляемся».1Эта идея Нила Сорского была попу­ лярна среди сторонников скитского жительства спустя долгие и долгие годы. Так, Г М. Прохоров обнаружил ее отголоски в Житии Паисия Велич- ковского.2 Старец Артемий как раз и был сторонником скитского образа жизни. Поэтому «Предание старческо», предназначенное для наставления новоначального монаха, принявшего постриг в общежительном монастыре, и передачи ему основ киновиального устава, Артемий не воспринимал как авторитетный текст и не использовал в своей наставнической практике. Таким образом, тот факт, что ученики Артемия «не ходят по преданию старческу», объясняется вовсе не склонностью его к «рационалистическим ересям», а приверженностью старца к скитскому образу жизни, иным пони­ манием наставнических задач и совершенно иным уровнем его учеников. ' «Устав» Нила Сорского / Подгот. текста Г. М. Прохорова и Е. Э. Шевченко, перевод Г. М. Про­ хорова / / Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский: Сочинения. С. 198. 2 Прохоров Г. М. «Общительное/общежительное безмолвие» Иннокентия Комельского: Поле­ мика с Нилом Сорским? / / Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский: Сочинения / / Изд. подгот. Г. М. Прохоров. СПб., 2005. С. 293. См. также: Семячко С. А.: 1) Был ли Нил Сорский составите­ лем сборника «Старчество»? / / ТОДРЛ. СПб., 2007. Т. 58. С. 505-512.2) Нил Сорский и традиции стар­ чества на Руси / / Нил Сорский в культуре и книжности Древней Руси: Материалы Международной на­ учной конференции. Санкт-Петербург, 12 мая 2008 года. IV Загребинские чтения. СПб., 2008. С. 60-70. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz