История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Семячко С. А. сих) дЬлъ иноческихъ знати, словесы преходятъ (вар. проходит), дЬла же ихъ отм'Ьщутся».1Этой мысли составители и переписчики сборников придавали особое значение и часто выделяли ее графически, а в «Старчестве» РНБ, Ки- рилло-Белозерское собр., № 126/1203 она даже вынесена на оборот первого листа и, по сути, выполняет роль эпиграфа ко всему сборнику. Совершенно очевидно, что здесь столкнулись две принципиально раз­ ные позиции, два разных подхода к наставничеству. С одной стороны, по­ зиция Артемия, основанная на идее, что руководствоваться следует лишь заповедями Божьими, переданными через Священное Писание и Священ­ ное Предание. С другой стороны, позиция оппонентов Артемия, скорее всего, монахов общежительного монастыря, полагающих, что новоначаль­ ному иноку еще рано думать о тонкостях божественной мысли и глубинах аскетики, пока он не постиг основ монастырской дисциплины. По сути, оп­ поненты Артемия упрекают его в том, что он не воспитывает своих учени­ ков в рамках монастырской дисциплины. Но что мы знаем об учениках старца Артемия? Различные источники («Истины показание» и «Послание многословное» Зиновия Отенского, ма­ териалы Собора 1553-1554 гг., Никоновская летопись, «Сказание о князе Московском» Андрея Курбского...) учениками Артемия называют инока Корнильевой пустыни Порфирия Малого, известных еретиков Игнатия, Вас- сиана и Феодосия Косого, а также чернеца Иону и священника Аникея Киян- ского из Кирилло-Новоезерского монастыря. Они постриглись в разных мо­ настырях и в разных монастырях пребывали (по крайней мере, трое из них, включая Феодосия Косого, жили на Новоозере).2 В Порфирьевой пустыни жил лишь Порфирий Малой, но где он был пострижен, неизвестно. Данных о пострижениях в Порфирьевой пустыни, ориентированной на скитский тип организации монашеской жизни, у нас пока что нет. В качестве параллели можно привлечь пример Нило-Сорского скита: по данным Повести о Нило- Сорском ските третьей четверти XVII в., «...никтоже тамо постризаху, но прежде во общих житиях обучившихся приимаху, яко сведущим тризненое бЪдство».3Тот же Артемий пришел в Порфирьеву пустынь уже опытным мо­ 1 РНБ, Кирилло-Белозерское собр., № 121/1198, л. 142. Разночтения по списку РНБ, Кирилло- Белозерское собр., № 126/1203, л. 1 об. 2 Подробнее см.: Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники: Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М., 1958. С. 183. Повесть о Нило-Сорском ските / Исследование и подготовка текста Г. М. Прохорова / / Препо­ добные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения / / 11зд. подгот. Г. М. Прохоров. СПб., 2005. С. 397. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz