История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

«П очто ученицы твои не ходят по преданию старческу?» мия, — «Книга о постничестве» Василия Великого, «Слова постнические» Исаака Сирина, «Ареопагитики», сочинения Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника, «Пандекты» и «Тактикон» Никона Черногорца. Можно полагать, что «Книга о постничестве» Василия Вели­ кого играла для Артемия особую роль как на пути личного совершенствова­ ния, так и в его наставнической деятельности. Дело не только в том, что до наших дней дошел экземпляр этой книги, переписанный самим Артемием в 1542/43 г. О значении Постнических словес Василия Великого в процессе постижения основ христианства Артемий прямо пишет царю: «И аще хо- щеши истинною навыкнути сия, прочти со прилежаниемъ всякимъ просветительную книгу Великаго Василия, не житие его, но самое священ- ныя руки его списание и жилища святыя Троица, сердца его разум, емуже начало: “Многомъ сущи иже отъ богодузновенаго писания пов'Ьдуемымъ”, и потом предсловье, емуже начало: “Бога благаго благодатию», таже о вЪр’Ь слово, по сихъ божественое ко всЪмъ християномъ общее учение, со вся­ кимъ извещениемъ истину повЪдующе. И не единою сию, ниже дважды, но множицею и не мимошественне прочтеши».1 Говоря о системе авторитетов Артемия, исследователи традиционно вы­ деляют его высказывание: «Суть бо писаниа многа, но не вся божественна суть»,2— проводя параллели с воззрениями Нила Сорского.3Но тут важно обратить внимание и на предшествующую этому высказыванию фразу: «Но, яко оскудЬвшимъ нынЪ з%ло луховнымъ наставникомъ, хощу подвиг­ нута царскую ти душу на испытание разума божественыхъ писаний, — пи­ саний же истинныхъ божественыхъ».4 То есть все эти рассуждения об ис- тинности/неистинности разного рода писаний связаны с мыслью об оску­ дении паствы духовными наставниками. Достойных наставников мало, поэ­ тому лучше поучаться через чтение «божественных писаний», и в первую очередь «Книги о постничестве» Василия Великого. В то же самое время в сборнике «Старчество», созданном на основе «Предания старческого», сформулирована совершенно противоположная мысль. Так, в тексте одного из старческих поучений, «Сицева предания и уче­ ния от старца учеником своимъ», читаются такие слова: «Аще кто постри­ жется в чернцы, а без учителя и наставника начнетъ жити, не можетъ ихъ (вар. 1 Послание к царю [старца Артемия Троицкого]. Стб. 1388. 2 Там же. Стб. 1383. 3 Казакова Н. А. Артемий / / Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч. 1. С. 72; Калугин В. В. Артемий. С. 458. 4 Там же. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz