История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Семячко С. А. Спасите (sic!) нашего Исуса Христа, но и паче всего послушание имЪти к твоему отеческому преподобию. И елика сила моя о БозЪ, не отрицаю- ся — долженъ есмь наипаче всего попечение имЪти о немъ, якоже Богъ на- ставитъ мене, убогаго, твоихъ оади отеческихъ честныхъ молитвъ. И по семъ архимандритъ наказуетъ новоначалного. Се тебе, чадо имярекъ, сий старецъ имярекъ — отецъ и учитель. Ты же повинуйся ему во всемъ и имЪ его яко самого Христа, и твори к нему послу­ шание и повиновение во всяческихъ повелЪваемых от него. Без повелЪния же его и благословения ничтоже твори. И се ради / / не точию от Бога остав­ ление гр^ховь получиши, но и жизнь вечную наслЪдиши со святыми его. [С]тарецъ* отв'Ьщаетъ: “Аминь”. По семъ игуменъ благословить крес- томъ руки своея учителя и ученика. [О]ни же поклонятся ему до земли. [Т ] аже старецъ возмет ученика и поведетъ его к чюдотворцу, его храмъ или гробъ, и потомъ в келию свою ».2 Итак, в кирилловской и в соловецкой традициях Чин пострижения (Чин малого образа), который заканчивается своеобразным Чином передачи ново- постриженного старцу, представляет собой диалог между игуменом и стар­ цем и заканчивается тем, что старец получает из рук настоятеля новопостри- женного инока и уводит его в свою келью. Такой порядок чинов определен сборником «Старчество», аккумулирующим в себе материал, необходимый для осуществления старческой деятельности. За этими чинами следовало то или иное старческое поучение, которое, по мысли составителя сборника, должно было произноситься первым в долгой истории общения старца и но­ воначального инока. Насколько эта история была долгой, какое время инок считался новоначальным, ни в одном из «Старчеств» не говорится. Судя по всему, это старец сам решал (возможно, по согласованию с настоятелем), ког­ да его подопечный становился способным к самостоятельной иноческой жиз­ ни. Таким базовым поучением и было «Предание старческо», текст, опреде­ лявший основные параметры поведения новопостриженного в монастыре и основные параметры взаимоотношений ученика и наставника. Как видно из высказанного в адрес Артемия упрека, его ученики не « х о ­ дили» по «Преданию старческу». Более того, Артемий не считает его авто­ ритетным («отметаете заповедь Божию, да въ тоя мЪсто преданна ваша съблюдаете»). Что же было авторитетным для старца Артемия? Среди источников, которые исследователи выявили в сочинениях старца Арте­ Здесь и далее в квадратных скобках вставлены пропущенные буквы, которые, вероятно, должны были быть киноварными. 2 РНБ, Соловецкое собр., № 965/1075, л. 232-233. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz