История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Семячко С. А. Спасите (sic!) нашего Исуса Христа, но и паче всего послушание имЪти к твоему отеческому преподобию. И елика сила моя о БозЪ, не отрицаю- ся — долженъ есмь наипаче всего попечение имЪти о немъ, якоже Богъ на- ставитъ мене, убогаго, твоихъ оади отеческихъ честныхъ молитвъ. И по семъ архимандритъ наказуетъ новоначалного. Се тебе, чадо имярекъ, сий старецъ имярекъ — отецъ и учитель. Ты же повинуйся ему во всемъ и имЪ его яко самого Христа, и твори к нему послу шание и повиновение во всяческихъ повелЪваемых от него. Без повелЪния же его и благословения ничтоже твори. И се ради / / не точию от Бога остав ление гр^ховь получиши, но и жизнь вечную наслЪдиши со святыми его. [С]тарецъ* отв'Ьщаетъ: “Аминь”. По семъ игуменъ благословить крес- томъ руки своея учителя и ученика. [О]ни же поклонятся ему до земли. [Т ] аже старецъ возмет ученика и поведетъ его к чюдотворцу, его храмъ или гробъ, и потомъ в келию свою ».2 Итак, в кирилловской и в соловецкой традициях Чин пострижения (Чин малого образа), который заканчивается своеобразным Чином передачи ново- постриженного старцу, представляет собой диалог между игуменом и стар цем и заканчивается тем, что старец получает из рук настоятеля новопостри- женного инока и уводит его в свою келью. Такой порядок чинов определен сборником «Старчество», аккумулирующим в себе материал, необходимый для осуществления старческой деятельности. За этими чинами следовало то или иное старческое поучение, которое, по мысли составителя сборника, должно было произноситься первым в долгой истории общения старца и но воначального инока. Насколько эта история была долгой, какое время инок считался новоначальным, ни в одном из «Старчеств» не говорится. Судя по всему, это старец сам решал (возможно, по согласованию с настоятелем), ког да его подопечный становился способным к самостоятельной иноческой жиз ни. Таким базовым поучением и было «Предание старческо», текст, опреде лявший основные параметры поведения новопостриженного в монастыре и основные параметры взаимоотношений ученика и наставника. Как видно из высказанного в адрес Артемия упрека, его ученики не « х о дили» по «Преданию старческу». Более того, Артемий не считает его авто ритетным («отметаете заповедь Божию, да въ тоя мЪсто преданна ваша съблюдаете»). Что же было авторитетным для старца Артемия? Среди источников, которые исследователи выявили в сочинениях старца Арте Здесь и далее в квадратных скобках вставлены пропущенные буквы, которые, вероятно, должны были быть киноварными. 2 РНБ, Соловецкое собр., № 965/1075, л. 232-233. 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz