История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Семячко С. А. мЪсто преданна ваша съблюдаете».1По-моему, единственный, кто обратил внимание на это обвинение в адрес Артемия, В. В. Калугин, объясняет его тем, что Артемий «н е всегда точно проводил границу между учением за волжских старцев и рационалистическими ересями».2 Однако, на мой взгляд, речь в этом письме идет о вопросах иного порядка. Это письмо датируется началом 50-х гг. XVI в.3В это время Артемий пре бывает в Порфирьевой пустыни, которая, как уже было сказано, находилась неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря.4Вполне возможно, что эти «некие зависть имущие» как раз и были кирилло-белозерскими монахами. Хотя в письме старца Артемия нет никаких подробностей относительно «предания старческа», можно думать, что в данном случае дается ссылка не просто на некую старческую традицию, закрепленную в устной форме, а на конкретный письменный текст — «Предание старческо новоначальному иноку, како подобаетжитиу старца в послушании». В письме даже сохраняет ся краткая форма прилагательного, свойственная заглавию большинства спи сков этого текста — «Предание старческо...» ( «п о преданию старческу»). «Предание старческо» касается вопросов дисциплинарного устава, при чем самых основ киновиальной жизни: что иметь в личной собственности, что носить, что есть и пить; как вести себя, если здоров и если болен; как хо дить на молитву, чем заниматься в келье; как строить свои отношения со стар цем и т. п. Оно представляет собой типовое поучение, с которым обращается старец к новопостриженному иноку. Любой старец — к любому новоначаль ному. Обязательность этого текста для наставления новоначальных в Кирил- ло-Белозерском монастыре привела к тому, что со временем он закрепился в Чине пострижения (Чине малого образа). В кирилловской рукописной тра диции Чин малого образа был продолжен своеобразным Чином передачи но- вопостриженного инока старцу, заканчивающимся старческим поучением. После пострига игумен «предаетъ новопостриженного инока от свята- го Евангелия старцу искусну под начало и речетъ ему с молениемъ: «При- ими, господине Бога ради в сына мЪсто духовнаго и направи его на путь спа сения, и научи его, яже самъ твориши к душевному спасению. И какова его взял от святаго Евангелия, такова и пред Христом чиста постави». И благо- 1 Послание к царю [старца Артемия Троицкого] / / Памятники полемической литературы в За падной Руси. СПб., 1878. Кн. 1. Стб. 1386-1387 (РИ Б ;Т .4). 2 Калугин В. В. Артемий. С. 460. Б цитированном письме не указано имя царя, но большинство исследователей сходятся во мне нии, что адресатом этого послания был царь Иван Грозный (см.: Калугин В. В. Артемий. С. 462). 4 См.: Там же. С. 458. 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz