История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
«П очто ученицы твои не ходят по преданию старческу?» Возможно, именно в Печерах Артемий познакомился с Иваном Грозным, с которым впоследствии переписывался. Те идеи, которые Артемий выска зывал, адресуясь к царю, и послужили основой для заключения о его нестя жательских взглядах. Не позже 1550 г. Артемий вернулся в Порфирьеву пустынь, а весной 1551 г. по настоянию царя Грозного был рукоположен в иеромонаха и поставлен игуменом Троице-Сергиева монастыря, каковым пробыл менее года, самовольно удалившись в конце 1551 г. в Порфирьеву пустынь. Несмотря на столь недолгий срок своего возвышения, будучи игу меном Троицкого монастыря, он успел поспособствовать возвращению из тверской ссылки Максима Грека и заступиться за своего сопостника и това рища по Порфирьевой пустыни Феодорита Кольского. Вскоре после возвращения в Порфирьеву пустынь начался, пожалуй, са мый сложный период в жизни старца Артемия. Сначала разбирательство на Соборе в Москве дела объявленного еретиком Матвея Башкина, где Арте мий должен был давать показания, был обвинен Башкиным в вольнодумстве и откуда самовольно удалился в Порфирьеву пустынь. Потом суд над самим Артемием по обвинению в ереси. Затем лишение сана, отлучение от Прича стия и в начале 1654 г. ссылка в Соловецкий монастырь. Впрочем, если не в том же 1654, то в 1655 г. Артемий бежит с Соловков в Великое княжество Литовское, где он разворачивает активную публицистическую деятельность в поддержку православия, переводит и переписывает книги и где, наконец, умирает около 1575 г. Личность старца Артемия всегда вызывала исследовательский интерес: в первую очередь, его причастность или непричастность к еретичеству или его вовлеченность в нестяжательское движение. Иногда случалось и так, что именно с этой точки зрения истолковывались и те его высказывания, кото рые не имели никакого отношения ни к полемике между иосифлянами и не- стяжателями, ни к вопросам, ответы на которые могли бы быть сочтены ере тическими. Если внимательней прочитать сочинения Артемия, можно уви деть, что диалог, который он вел с современниками, касался гораздо более широкого круга вопросов и начался задолго до того, как старец вынужден был оправдываться в причастности к ереси. На одном из эпизодов этого диалога я и хочу остановиться. Однажды в письме к царю Артемий пожаловался: «И паки въпрошаемъ отъ нЪкихъ зависть имущихъ нань: “почто ученици твои не ходятъ по пре данию старческу”, смотрителне отв%ща прямо немощи онЪхъ, пророка Иса ия приведъ свидетеля: добре, глаголя, отметаете заповедь Божию, да въ тоя 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz