История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Семячко С. А. Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла (Кирилло- Белозерского монастыря) благословить его в монахи. Клавдий Лебедев. 1898 религиозной мысли XVI столетия, которого обычно именуют Артемием Троицким. Такое прозвание старец Артемий получил по своему недолгому пребыванию на посту игумена Троице-Сергиева монастыря, хотя основные события его жизни произошли за пределами Троицкой обители.1 Житель, а может быть, и уроженец какого-то города, Артемий оставил « в граде пребывание, яко тмам злых повинно»,2и принял постриг в Корни- лиево-Комельском монастыре от рук его основателя. По благословению преподобного Корнилия в 1535 или 1536 г. Артемий перешел в Порфирьеву пустынь, расположенную неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря. В это время в пустыни вместе с ее основателем Порфирием, к тому моменту уже несколько лет как вернувшемуся с игуменства в Троице-Сергиевом мо­ настыре, находились, кроме Артемия, постриженики Соловецкого мона­ стыря Иоасаф (Исаак) Белобаев и Феодорит Кольский. Насельников Пор- фирьевой пустыни, а все они люди известные, традиционно описывают как монахов-нестяжателей, а их деятельность рассматривают исключительно в рамках нестяжательского движения. С точки зрения В. В. Калугина, где-то между 1543 и 1550 гг. Артемий жил в Псково-Печерском монастыре, откуда ездил в Нейгаузен, безуспеш­ но пытаясь завязать с представителями «римского закона» диспут о вере. 1 Биография старца Артемия наиболее полно и последовательно изложена в энциклопедической статье: Калугин В. В. Артемий / / Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 458-462. 2 Запись на нижней крышке переплета «Постнических словес» Василия Великого руки инока Артемия цитирую по статье В. В. Калугина, см. там же, с. 458. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz