История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

«П очто ученицы твои не ходят по преданию старческу?» ний Печерский, выступающий по отношению к Феодосию как наставник, именуется старцем. Со временем эпизод пострижения будущего святого и передачи его «духовну старцу» стал в русских агиографических текстах практически обязательным, приобретая характеристики топоса, безуслов­ но, имеющего под собой фактические основания. Наиболее конкретные указания на содержание наставнической практики мы находим в белозер- ской агиографической традиции, например, в Житии Ферапонта Белозер­ ского ( «И нарекоша имя ему Ферапонтъ, и предасть его в научение старцу келейнаго жителства и чина монастыръскаго, дабы позналъ искусъ служеб- наго делания»1) или в Чуде Мартиниана Белозерского « о юноши боля- щемъ» («Келарь же и старци по съв'Ьту повелЬша его острищи священнику некоему Симону и умолишя его и попечение о немъ старчества имЪти»2). Однако к моменту создания Житий Ферапонта и Мартиниана Белозер­ ских на Руси уже существовали тексты, описывающие и регламентирующие старческую практику. Наиболее ранний и самый главный из них — «П р е ­ дание старческо новоначальному иноку, како подобает жити у старца в по­ слушании», старший, но отнюдь не первоначальный список которого дати­ руется 60-ми гг. XV в.3 И «Предание старческое», и тексты, сформировавшиеся на его основе, возникли, как показывает их текстологическое и источниковедческое исследование,4 в Кирилло-Белозерском монастыре и распространились да­ леко за его пределы, фактически сделавшись обязательными в старческой практике. В истории древнерусского старчества есть отдельная страница, связан­ ная с деятельностью одного из наиболее известных представителей русской 1 Житие преподобного Ферапонта Белозерского / / I [реподобный Мартиниан, Белозерский чу­ дотворец / Подгот. текстов, перевод и исследование Е. Э. Шевченко. СПб., 2014. С. 174. 2 Чудеса преподобного Мартиниана Белозерского, составленные в XVI в. / / Там же. С. 300. 3 Этот список сохранился в сборнике кирилло-белозерского инока Ефросина и выполнен его рукой. Датировка рукописи на основе кодикологического анализа принадлежит М. А. Шибаеву: Ши­ баев М. А. Рукописи Кирилло-Белозерского монастыря XV века: Историко-кодикологическое исследо­ вание. М.; СПб., 2014. С. 226-236. Список текстологически исследован и опубликован: Семячко С. А. Тексты старческой традиции в списках инока Ефросина / / Книжные центры Древней Руси: Книжники и рукописи Кирилло-Белозерского монастыря. СПб., 2014. С. 124-137, 148-149. 4 См.: Семячко С. А. 1) История текста «Предания старческого новоначальному иноку» и ран­ няя история сборника «Старчество» / / Книжные центры Древней Руси: Кирилло-Белозерский мона­ стырь. СПб., 2008. С. 25-71; 2) Сборник «Старчество» в Кирилло-Белозерском монастыре / / Там же. С. 211-297; 3) Из истории нравственно-дисциплинарного сборника «С тарчество»: «Предание некоего старца» / / Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 12: Филология. С. 59-71. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz