История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Табаченко Л. В. ния, когда факты подаются в виде возможного объекта повествования: «А яковое было бы о том предреченномъ святомъ Феодорите удивлгьние, аще бы вся по ряду исписал добродетелныя его дп>ла и предивные, ихже аз единъ елико могу п ам я т а т и !» (В переводе: «К ак быудивлялись этому названному святому Феодориту, если бы я описал все его добродетельные и чудесные дела, из которых только один я сколько помню!») [4, с. 388, 389]. Далее риториче­ ский вопрос: «Ч т о возглаголю о том, яковые он имгьлъ дарования о т Бога, сиргьчъ дары Духа: и силы исцелгьния, даръ пророчествия, даръ мудрости... и приводити о т нечистия имноголетного древняго неверия въ веру Христову поганские народы?» (В переводе: «Ч т о сказать мне о том, какие у него были о т Бога дарования, т о есть дары Духа: сила исцелять, пророческий дар, дар мудрости, как уловлять грешников из дьявольских происков и выводить их на путь покаяния и приводить народы языческие о т нечестивости и застарело­ го исконного безверия к вере христовой» ) [там же]. Далее следующие рито­ рические вопросы: «А что бы реклъ и яко бы изъглаголал о восхищению его в самые обители небесныя, и о видгьнияхъ его незреченныхъ, имъже Богъ посетил его? Понеже еще в телесии тленном суща, безтелгьсными и невесче- ствеными почтенъ достоинствы и аероплаветелными хождении» (В перево­ де: «А что мне сказать и как поведать о том, как он был в зят в обители неба, о несказанных его видениях, которыми одарил его Бог? Ведь хоть и пребывал он в бренном теле, но даны ему были бесплотные и нематериальные свойства и способность к воздухоплаванию» ) [4, с. 389-391, 390-392]. Но для жанра жития разработка мотива чудес в повести Курбского явно недостаточна: они только обозначены пунктиром с помощью указанного риторического приема. Как сформулировал в анализируемом тексте Курб­ ский, а потом подытожил епископ Митрофан (Баданин), подробности « с а ­ мих фактов чудотворений Курбский сознательно опускает, объясняя это краткостью задуманной “Истории...” и нежеланием говорить о столь “не­ бесных’ вещах с людьми, не готовыми их воспринять » [3]. Таким образом в целом в отличие от абстрактно-обобщенных житий по­ весть Курбского исторически конкретна: с конкретными именами, фамили­ ями, географическими названиями. Кроме того, это еще и мемуары с сильно выраженным авторским началом. Позиция автора —гневного обличителя тирана —Ивана Грозного, за которым, по мысли Курбского, стоит сам сата­ на, делает ее и остро публицистической, выражающей гражданские и миро­ воззренческие позиции автора - трагический пессимизм и апокалиптич- ность, предопределенность зла и предопределенность очистительных стра­ 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz