История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Отражение жанровых особенностей жития в повести «О преподобном Феодорите священномученике» князя Андрея Курбского щается ко оной пустыни, уже с некоторыми другими. И тамо, наустию пред- реченые Колы-реки, созидает монастырь и в нем поставляет церковь во имя пребезначалные Троицы. Собирает т ам среду мнишескую и правило им свя­ щенное уставляет, заповедающе имъ обще и отнютъ нестежателно жител- ствовати ... » [4, с. 378]. Епископ Митрофан (Баданин), комментируя сомнения Е. Е. Голубин- ского в том, насколько совместимы в Феодорите стремление к отшельниче­ ству и уединенной созерцательности с активным строительством церквей и крещением язычников, убедительно объясняет эту особенность святости русских подвижников веры: «Православные русские миссионеры - это прпп. Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Александр Свирский, Трифон Печенгский, начинавшие проповедь Христа с себя самого, с лично­ го подвига спасения в пустынных, диких, языческих местах. “Стяжи дух ми­ рен и вокруг тебя спасутся тысячи” (прп. Серафим Саровский). Только по­ сле этого этапа можно рассчитывать на успех проповеди» [з]. В повести-житии о Феодорите присутствует и традиционный мотив пи­ тания «саморасленым былием»: Феодорит иМитрофан «пребывают вкупгь в прегорчайшей пустыне, Богомъ храними, питающеся о т жестокихъ зелгъй и корение, ихже тамо преизводит пустыня оная» [4, с. 376-378]. Однако многие обязательные житийные композиционные элементы и традиционные мотивы в повести или отсутствуют, или редуцированы, сведены до констатации факта. Например, один из основных мотивов жи­ тий - прижизненные и посмертные чудеса и исцеления - трансформирован следующим образом: во-первых, в эпизоде пребывания в Новгороде Курб­ ский кратко констатирует следующее, вводя соответствующую авторскую ремарку («коротко говоря»): «И вкратце рекше, целит недужных, очища­ е т прокаженых, не телесы, но душами, возвращает заблудших, подъемлюще на рамена и приводяща ко Христу... » [4, с. 378]. Далее в эпизоде распространения евангельской проповеди среди лопа­ рей кратко говорится: «явленны бысть чюдеса и знамения шъкоторыя» [там же]. Курбский приводит одно из чудотворений, а именно апостольский под­ виг святого Феодорита: «...наученых о т него и оглашеных лопянъ единаго дня крестишася яко две тысячи и со женами, и детми» [там же]. В. В. Калу­ гин относит этот факт к агиографическим преувеличениям [2, с. 196], но епископ Митрофан (Баданин) не исключает его реальности (подробнее см. [3]). И далее, ближе к концу повести, Курбский использует следующий при­ ем: риторические восклицания и вопросы создают фигуру мнимого умолча­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz