История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Отражение жанровых особенностей жития в повести «О преподобном Феодорите священномученике» князя Андрея Курбского рованном виде. Прежде всего, в повести подчерки­ вается любовь Феодорита к пустынножительству и безмолвию: «И вкусилъ и напился оные сладости пустынные... понеже пустыня покоя и ума почи- вание, наилутчая родителница и воспитателни- ца... » [4, с. 376]. Именно любовь к пустынному безмолвию ведет его на Север: « . . . розжегся же­ ланием пустынного безмолвного жителства, о т ­ ходит в далгъчайшую пустыню, въ языкъ глубокихъ варваров, лопарей диких, пловуще великою Колою- рекою, яже впадает своимъ устве в Ледоватое море. И тамо исходит ис короблеца и восходит на горы высокие, ихже наречет святое Писаниеребра северо- вы, и вселяетца в тп>хлесех пустых оныхъ непроходимых» [там же]. Традиционный для преподобнических житий мотив прозорливости старца, узнающего в юноше будущего подвижника веры, присутствует в эпизоде встречи с игуменом Александром Свирским, который «приялъ его со провидением вне монастыря, во стретение его изшедше, ибо никогдаже зна- яше его, а ни слышав о нем, рече ему: «Сынъ Аврамль приде к нам, Феодорит диякон». И зело любяше его, покол поживе в монастыргь ономъ» [4, с. 372]. Следующий мотив - встреча двух пустынножителей, который в отшель­ нических житиях является обычно кульминационным моментом повество­ вания (они укрепляют друг друга, а после смерти одного другой пустынник его погребает). Однако в повести Андрея Курбского мотив встречи отшель­ ников несет другую фабульную нагрузку. Когда Феодорит удалился в пусты­ ню в окрестностях Кириллова, он встретил там старца Порфирия, с кото­ рым, как указывает Курбский, прожил 4 года (по мнению епископа Митро­ фана (Баданина), в тексте Курбского есть «путаница с именами Порфирия I (призван на игуменство с 1521 по 1524 гг.) и Порфирия II (игумен Лавры в 1539-1541 гг.)» [3]). Курбский достаточно подробно излагает историю страданий Порфирия как жертвы царской тирании, развивая основную ан­ титезу своего труда - «мученики и мучители». Встреча с пустынниками старцами Сергием Климиным, Иосафом Белобаевым и Артемием также имеет важную фабульную нагрузку: именно эта дружба с нестяжателями стала позднее причиной опалы Феодорита. Во время пустынножительства на Севере, в краю лопарей, Феодорит также встречается со старцем-пустынником. Курбский замечает: « . . . памя- Прп. Феодорит Кольский 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz