История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Рукописи из библиотеки Кандалакшского монастыря в российских древлехранилищах ответственно. Двумя экземплярами представлен Октоих. Не ясна гласовая принадлежность этих кодексов, однако можно предположить, что в описи были отмечены Октоихи БАН, Арханг. С. 83 (гласы 1-4) и Арханг. С. 89 (гласы 5 -8 ). Эти рукописи, вероятно, составляли комплект, поскольку име ют сходный формат, написаны примерно в одно время и текст в них распо лагается в два столбца, а главное, в Октоих № 89 л. 217-218 написаны тем же почерком, которым переписан весь кодекс № 83. Наибольшее число рукописных книг в библиотеке обители, по данным всех описей, составляли Минеи служебные, что неудивительно для книги, содержащей тексты на каждый день календарного года. Обыкновенно в один переплет заключались последования на один календарный месяц, и полный комплект должен был состоять из двенадцати томов; реже кодекс мог включать службы на два или три месяца. В описи 1705 г. зафиксировано 14 Миней служебных из обительской библиотеки, а в российских хранили щах выявлено 8, пять из которых принадлежали одному комплекту: РГБ — Тихонр. 274 (февраль), Тихонр. 275 (март), Тихонр. 171 (апрель), Муз. 1828 (июнь), Муз. 1830 (июль); а остальные входили в другие комплекты, либо существовали самостоятельно: БАН — Арханг. С. 96 (ноябрь) и Арханг. С. 63 (январь), Мурманский краеведческий музей (февраль),1 РГБ, Ти хонр. 276 (апрель). Еще одна Минея (БАН, Арханг. С. 57) фигурирует в ис следованиях как общая, но на деле оказывается конволютом, содержащим как часть Минеи общей, так и части двух Трефолоев. Три кодекса из библиотеки Кандалакшского монастыря, если ориенти роваться на таблицу в статье С. А. Никонова и Л. В. Пушкиной, в описях первой половины XVIII в. не отмечены. Это Кормчая (БАН, Осн. 21.6.11), Пандекты Никона Черногорца (РГБ, Никифор. 246) и Сочинения Диони сия Ареопагита (РГБ, Рогож. 108). Поскольку работа по выявлению рукописных книг, бытовавших в Кан далакшской обители, только начата, существует вероятность, что ее продол жение даст значительные плоды. Комплексное изучение как можно больше го числа кодексов из монастырской библиотеки позволит в том числе изу чить контакты одной из самых северных обителей России с другими мона стырями и с такими крупными книжными центрами, как Москва и Новгород. Шифр или инвентарный номер рукописи в публикации И. А. Шиловой не указаны. 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz