История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Левшина Ж. Л. более ранние и весьма значительные, его вклады в Кандалакшский мона стырь — 7154 (1645 /46 )1и 7158 (1649 /50 )2гг. РГБ, ф. 199, собр. П. Н. Никифорова, № 246 Пандекты Никона Черногорца. 1 июля 1510 г. 479 л. На л. 477 об. запись писца: «Сия книга глаголемая Никон, написана бысть в дни благовернаго и христолюбиваго великаго князя Васил[ь]я Ива новича, самодержца всея Русскыя земля, и при митрополите Симане всея Руси в манастыре Пречистыя Богоматере на Симанове повелением и мно- готщанием архимандрита Варлаама Симанов[скаго], рукою многогрешнаго диака Васюка, в лето 7018 [1510] месяца июля в 1 день святых чюдотворец безсребреник Козмы и Дамияна». По л. 2-43 скрепа (читается на ф/копии; в описи приведена частично; в рукописи почти не видна): «Лета 7161 [1652/53] положилъ сию книгу Никонову в дом Рождества Пречистые Богородицы в Кандалашской мона стырь с Москвы черниговъского собору протопоп Михаило Стефанов сынъ Рогуев в вечной поминокъ по родителех своих и по себе при игумене Феодо сии и при священноиноке Никите и при всей яже о Христе братии». РГБ, ф. 247, собрание Рогожского кладбища, № 108 Сочинения Дионисия Ареопагита. Кон. XVI в. 310 л. Заставки растительного орнамента с элементами старопечатного стиля, выполненные красками и золотом. По л. 3-15 скрепа: «Си я книга Кандалашского монастыря Кандалаш ского монастыря Кандалашского монастыря». Нал. 1 чернилами: «№ 13». Таким образом, на сегодняшний день известны 23 рукописи, принадле жавшие библиотеке Кандалакшского монастыря. Некоторые из них можно попытаться отождествить с книгами, упоминающимися в описях первой по ловины XVIII в., данные которых приведены в статье С. А. Никонова и Л. В. Пушкиной. Поскольку почти на всех кодексах есть скрепа о принад лежности их данной обители, сделанная еще в XVII в., то ориентироваться следует прежде всего на самую раннюю из описей — 1705 г. В ней единич ными экземплярами представлены Апостол и Диоптра Филиппа Пустынни ка. По-видимому, это рукописи РГБ, Тихонр. 160 и БАН, Арханг. С. 153 со Архив СПбИИ РАН, ф. 115, д. 900, л. 167-167 об. (см.: Никонов С. А. Кандалакшский мона стырь в XVl-XVIII вв.: Исследования и материалы. Ч. 2). : Там же. Л. 177 об.-178 (см. там же). 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz