История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Рукописи из библиотеки Кандалакшского монастыря в российских древлехранилищах На л. 458-458 об. запись другого писца: « . . . совершена ж[е] бысть в лето седмытысящь 103-е декабря в 29 день... Сия же богодухновенная книга Псалтырь написана труды и тщанием дьячка Сеньки Семенова сына... » . По л. 4-14 скрепа (почерк незначительно, но отличается от аналогичных записей на других рукописях): «Сия [это слово на л. 7] книга Псалтырь Кандалажского монастыря Кандалашского монастыря». РГБ, ф. 299, собр. Н. С. Тихонравова, № 160 Апостол. XVI в. 376 л. Н ал. I об. запись: «Лета 7120 [1612] году сию книгу богодухновенную Апостол дал в дом Пречистые Богородицы и к Николы Чудотворцу за вклад священноинокъ Ерофей за собя, подписал того ж[е] монастыря монастырь- ской дьячек Фед[ь]ка Мартиниянов». По л. 4-14 : скрепа: «Сия книга Кандалашского монастыря Кандалаш ского монастыря». Нал. 1 об. чернилами: «№ 5 1 » . Георгиевский Г. Собрание Н. С. Тихонравова. М., 1913. Ч. 1: Рукописи. С. 26. К четьим книгам, принадлежавшим библиотеке Кандалакшского мона стыря, относятся Пандекты Никона Черногорца (РГБ, Никифор. 246) и Со чинения Дионисия Ареопагита (РГБ, Рогож. 108). Рукопись, содержащая Пандекты, была написана в обители Богородицы «н а Симанове» повелением архимандрита Варлаама, «рукою диака Васюка»,1окончание работы над ней датируется 1 июля 1510 г. Данный ко декс является вкладом в Кандалакшский монастырь, сделанным в 1652/53 г. протопопом храма в честь святых мучеников Михаила и Феодора Чернигов ских Михаилом Степановичем Рогуевым (в других случаях фамилия имеет вариант Рогов)2 - книжным справщиком при Московском печатном дворе (до ноября 1649 г., когда он был отстранен от работы) и полемистом, авто ром «Кирилловой книги». В том же году Михаил Рогуев пожертвовал оби тели Хронограф 1617 г., который впоследствии находился в библиотеке Ар хангельской Духовной семинарии под номером 136.3 Известны и другие, 1 В сборнике трудов М. Н. Тихомирова это имя упоминается дважды: Тихомиров М. Н. Труды по истории Москвы. М., 2003. С. 555 (дьяк Васюк Федоров) и 558 (новгородский книгописец начала XVI в.). К сожалению, эта книга осталась для нас недоступной, вследствие чего отождествление указанных трех лиц не проводилось. 2 Например, Архив СПбИИ РАН, ф. 115, д. 900, л. 177 об. (см.: Никонов С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: Исследования и материалы. Ч. 2). 3 Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах северной России. СПб., 1890. С. 30. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz