История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Левшина Ж. Л. Еще одна Минея служебная (на февраль) известна нам лишь по публика ции художника-реставратора И. А. Шиловой/ где достаточно подробно описан переплет кодекса, характер его повреждений и методы реставрации. Рукопись из коллекции Мурманского краеведческого музея датируется 1644 г. и, судя по иллюстрациям, помещенным в статье, имеет формат в лист. Незначительный размер изображений не позволяет сказать о рукописи что- либо еще, помимо отмеченного автором публикации. Также к богослужебным книгам относятся Апостол и Псалтирь с воссле- дованием. Кроме владельческих скреп Кандалакшского монастыря на этих рукописях есть записи, содержащие важные сведения об обстоятельствах их создания или приобретения обителью. Псалтирь с восследованием РГБ, Ни кифор. 258 имеет точную дату написания - 1594 г., известны и имена двух книжников, трудившихся над ней — «многогрешный Никифор» и «д ья чок Сенька Семенов сын». Апостол же РГБ, Тихонр. 160 был вложен в оби тель ее старцем Ерофеем в 1612 г., о чем на л. I об. оставил запись «дьячок Федька Мартиниянов» и что отмечено во Вкладной книге Кандалакшского монастыря, хранящейся в Архиве Санкт-Петербургского Института исто рии (СПбИИ РАН, ф. 115, д. 900).2 Среди других вкладов постриженика обители Ерофея Слепого, сделанных в том же году, названы Псалтирь с вос следованием, Евангелие и Потребник, но однозначно отождествить их с ру кописями РГБ, Никифор. 258 и БАН, Арханг. С. 4 (Евангелие тетр) и Ар- ханг. Д. 72 (Требник) нельзя. РГБ, ф. 199, собр. П. Н. Никифорова, № 258 Псалтирь с восследованием. 1594 г. 461 л. На л. 4 заставка (сохранилась незначительная ее часть) и инициал, вы полненные красками и золотом. На л. 423 запись писца: « . . . помози ми, Господи, многогрешному Ники фору [имя тайнописью] рабу Божию начати книгу сию Апостол тетр » (в ру кописи имеются Апостольские и Евангельские чтения). 1 Шилова И. Л. Реставрация нескольких рукописей XIV-XVII вв. из коллекций русских музеев / / KHira у фарм1раванш духоунай культуры i дзяржаунасщ беларускага народа: XVIII МЪкнародныя Юрыла- Мяфодз1еуск1я чытанш, прысвечаныя Дням славянскага шсьменства i культуры (Мшск, 16-18 мая 2012 г.). MiHCK, 2012. Т. 2: Беларуская KHira у кантэксце сусветнай i кшжнай культуры: вывучэнне i заха- ванне. С. 169-179 (то же: http:/ / www.libfl.ru/about/dept/niokirk/ourw ork.php или: h ttp://repository.buk. by:8080/jspui/bitstream/123456789/1644/l/RESTAVRACIYA%20NESKOL'KIH%20RUKOPISEY%20 XIV-XVII%20w.%20IZ%20K0LLEKCIY%20RUSSKIH%20MUZEEV.pdf). Никонов С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: Исследования и материалы. Ч. 2. Л. 91. 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz