История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Епископ Митрофан (Баданин) нии его в христианскую веру, а о покорности в смысле уплаты податей и денег».1 Оно и понятно, в случае крещения инородцев помимо неизбежных пе ремен нравственного характера в отношении к братьям по вере, в отличие от «поганьских», языческих народов, встает необходимость принимать их под государственную защиту от царивших там беззакония и власти силы. Так что до появления московских государей проблемой крещения народа саами (лопарей или финнов), никто, ни от славянского Востока, ни от скан динавского Запада, заниматься не хотел. Князья и конунги «справедливо» полагали, что христианизация аборигенов Севера и приведение их в под данство станет препятствием для дальнейшей жесточайшей их эксплуата ции и будет как-то неловко «драть три шкуры» (в прямом и переносном смысле) с собратьев по вере. Тем не менее, можно вспомнить факт из летописного известия за 1193 г., когда новгородская рать в количестве 300 человек во главе с воеводой Ядре- ем отправилась в Югру, и среди рати был поп Иван Легеной. Это летопис ное упоминание пытаются истолковать как свидетельство наличия миссио нерских задач в новгородской рати. «Э то замечательное известие показыва ет, что новгородцы вместе с воеводою посылали священника, может быть, для того, чтобы избрать место для построения церквей в завоеванных землях».2Звучит это не слишком убедительно, если проанализировать сам жестокий дух летописных сообщений о походах того времени новгородских шаек «ушкуйников», добровольцев, «холопов-сбоев», детей боярских и прочих удалых людей. Реальные и плодотворные перемены в деле просвещения наступят лишь с окончанием новгородского владычества в Северном крае. Становление Великого княжества Московского и конкретные повеления царя Василия III откроют новый этап истории края, начнется целенаправленная работа по просвещению лопарей. И надо отметить эту никогда не прекращавшуюся в дальнейшем неизменную заботу Государей российских о малом северном народце. В целом, как отмечают историки, « с падением Новгорода началось в Двинском крае, бывшем Заволочье, более прочное устройство, как в граж 1 Генрих Латвийский. Хроника Ливонии / Введение, пер. и коммент. С. А. Аннинского. 2-е изда ние, М.; Л., 1938. С. 134. 2 Беляев И. Д. О географических сведениях в древней России / / Записки Императорского русско го географического общества. СПб., Кн. VI. 1852 С. 10-11. 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz