История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Первые опыты просвещения на Крайнем Севере Европы. В начале пути шед и соглядав места довольно, прииде в пресловущий Нов-град и тамо со- глядав все спасенные и чудотворные места многонародные суща и по Бозе живуща».1 С появлением Новгородского княжества связано начало реального до минирования Руси на Крайнем Севере Европы. Освоение территорий Кольского полуострова и прилегающего Финнмарка напрямую связано с Новгородской Русью и особенно с расцветом так называемой Новгород ской республики (1136 -1478 ). Эта Новгородская республика « в те времена была столь богата и изо бильна, так сильна населением и военным снарядом, что туземцы и ино странцы боялись ее имени, отчего ходила поговорка: “Кто может воевать с богами, да с Великим Новгородом”» . 2 Именно тогда в полной мере раскрылась очевидная уникальность преи муществ географического положения Новгородской земли (Новгородского государства и его колоний). Они состояли в широкой сети водных артерий, позволявших Новгороду далеко простирать свое влияние. Особым образом реки северной Руси открывали новгородцам возможность продвигать свои интересы далеко на Крайний Север. На северо-восток по реке Сухоне, на север по рекам Волхову, Онеге и Северной Двине с их многочисленными притоками, из которых крупнейшими являлись Вага и Юг. Такое отношение к рекам - общий признак военной политики того вре мени в Северной Европе. Как свидетельствуют источники, и в частности «Хроника Эрика»: «Для военных походов сухопутные дороги считались, и в действительности были, наименее удобными. Воины передвигались зи мой по льду, летом по открытой воде, и летние операции имели предпочтение».3 « В условиях лесистой, болотистой, бездорожной, непроходимой и не проезжей для конницы местности реки как транспортные артерии имели колоссальное стратегическое и хозяйственное значение. Кто владел рекой, тот владел и страной, лежащей в ее бассейне. Теснее всего Новгород был связан с западом и севером, куда шли от него полноводные и относительно короткие водные пути».4 1 Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. СПб., 1889. Т. 1. Прил. 2. С. 270. 2 Петрей де Ерлезунда Петр. История о Великом княжестве Московском. М., 1867. С. 48. 3 Сванидзе А. А. «Хроника Эрика» (Erikskronikan) и исторические реалии средневековой Шве ции / / Хроника Эрика. М., РГГУ. С. 163. 4 Похлебкин В. В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет. М.: Международные от ношения, 1992. С. 51. 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz