История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Епископ Митрофан (Баданин) И вот в 987 г. Владимир на совете бояр принимает судьбоносное реше­ ние о крещении «п о закону греческому». В 988 г. князь и «самодержец всея Руския земли Володимер, правнук Рюриков»1 утверждает евангельскую веру на подвластной ему Киевской Руси. Действовал князь решительно: идольские капища были уничтожены, а киевлянам по сути был поставлен ультиматум: « Аще кто не обрящется на реке [для принятия святого Креще­ ния. - Ред.]на утро, да будет противник мне».2 Что касается дружеской Норвегии, то она имела давний уникальный опыт контактов с христианским миром «и не менее уникальные внутрен­ ние географические условия». Так, например, « в Норвегии были обнару­ жены древние кельтские и английские памятные камни и кресты, чего не на­ блюдается в соседних северных странах».3Многочисленные археологиче­ ские находки свидетельствуют об устойчивых международных контактах норвежцев по вопросам христианской веры, начиная, как минимум, с VII в. Походы викингов, при всех ужасавших Европу последствиях, приводили к взаимопроникновению культур. Прежде всего это выражалось, конечно, в приобщении норманнов к культурным достояниям Византии и иных стран Европы и обогащении этих язычников христианскими духовными ценно­ стями. Но вот наступил 995 г., и друг князя Владимира Олаф Трюггвесон, вер­ нувшись на родину королем Норвегии, не менее энергично, чем Владимир, приступил к проповеди христианства в своей стране. К тому времени он уже принял крещение в Англии. Начав с проповеди в Норвегии, спустя пять лет он крестил народ Исландии и Гренландии, но был убит в морском сраже­ нии в 1000 г. Надо признать, что, в отличие от случая Владимира, принятие христианства не повлекло решительных перемен в духовно-нравственном облике Олафа. Он не оставил занятий магией и прочих языческих привычек. «И даже самые ревностные почитатели не приписывают ему стремления к духовным идеалам. Скорее всего, им руководило понимание того, какие выгоды сулит его стране принадлежность к европейскому христианскому сообществу».4 1 Иаков-мних. Житие блаженного Володимира. Цит. по: Макарий (Булгаков), митр. Московский иКоломенский. История Русской Церкви. М., 1995. Кн. II. Приложения. С. 530. Чтения в Императорском Обществе истории древностей российских при Московском универ­ ситете. М., 1846. № 2. Отд. 1. С. 8. Birkeli Fritjof. Tolv vintrer hadde kristendommen va:rt i Norge. Oslo, 1995. P. 123. 4 Гвин Ажонс. Викинги. Потомки Одина и Тора. М., Центрполиграф, 2010. Ч. 2. С. 112. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz