История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Первые опыты просвещения на Крайнем Севере Европы. В начале пути Европейский Север - это то историческое место, где издревле сформи ровалось особое северное братство скандинавских конунгов и русских кня зей, тех, которые к X в. совершили окончательный выбор в пользу христиан ской веры. К этому эпическому братству северных рыцарей принадлежал и будущий креститель Руси - князь Владимир. Страшные языческие ритуалы викингов, их кровавые человеческие жертвоприношения как неизменный повседневный фон жизни этих наро дов Севера хорошо известны в истории. В то же время некоторые суровые и мужественные скандинавские традиции, которые не могут не вызывать восхищения своей мудростью и благородством, не столь хорошо известны. Но именно на эту непростую почву упали семена евангельского слова, дав шие столь благодатный плод. Какие лучшие черты духовной культуры варя гов отозвались на высокий призыв благовестил Христова? Вспомним, например, вызывающий уважение обычай «отдавать своих детей на воспитание в чужую семью. Богатые, в том числе и конунги, приис кивали для своих детей более бедных воспитателей, чтобы дети росли в скромной обстановке и привыкали к суровым условиям жизни».1Надо признать, что суровость домашней обстановки и аскеза в воспитании на следников престола на Руси и в дальнейшем сохранялась в традициях се мейств российских правителей. Или пример очевидного благородства законов воинского поединка, ког да перед схваткой викинги договаривались, как надлежит уравнять силы обеих сторон. Так, например, в известном исландском эпосе «Сага об Орва- ре-Одде» герой Гиальмар при встрече с противником Оддом имеет пятнад цать кораблей, тогда как у Одда их всего пять. Гиальмар обещает вступить в схватку только на пяти кораблях. Но при этом, скажем прямо, эти благородные примеры неизбежно за глушались жуткими реалиями кровавых законов языческого мироустрой ства. В этом страшном мире языческой духовности был воспитан и княжич Владимир. Будучи сыном князя Святослава и рабыни Малуши (ключницы княгини Ольги), он имел весьма слабые шансы на княжескую власть. Тем не менее, малолетний бастард все же получил свое княжение, правда, на самом севере Руси, в знаменитом городе-государстве Великом Новгороде, куда ни кто из «законных» сыновей Святослава ехать не хотел. Малая привлека тельность новгородского княжения была обусловлена как его отдаленно- 1 Weinhold К. Altnordisches Leben. Berlin, 18S6. P. 285. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz