История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Первые опыты просвещения на Крайнем Севере Европы. В начале пути Европейский Север - это то историческое место, где издревле сформи­ ровалось особое северное братство скандинавских конунгов и русских кня­ зей, тех, которые к X в. совершили окончательный выбор в пользу христиан­ ской веры. К этому эпическому братству северных рыцарей принадлежал и будущий креститель Руси - князь Владимир. Страшные языческие ритуалы викингов, их кровавые человеческие жертвоприношения как неизменный повседневный фон жизни этих наро­ дов Севера хорошо известны в истории. В то же время некоторые суровые и мужественные скандинавские традиции, которые не могут не вызывать восхищения своей мудростью и благородством, не столь хорошо известны. Но именно на эту непростую почву упали семена евангельского слова, дав­ шие столь благодатный плод. Какие лучшие черты духовной культуры варя­ гов отозвались на высокий призыв благовестил Христова? Вспомним, например, вызывающий уважение обычай «отдавать своих детей на воспитание в чужую семью. Богатые, в том числе и конунги, приис­ кивали для своих детей более бедных воспитателей, чтобы дети росли в скромной обстановке и привыкали к суровым условиям жизни».1Надо признать, что суровость домашней обстановки и аскеза в воспитании на­ следников престола на Руси и в дальнейшем сохранялась в традициях се­ мейств российских правителей. Или пример очевидного благородства законов воинского поединка, ког­ да перед схваткой викинги договаривались, как надлежит уравнять силы обеих сторон. Так, например, в известном исландском эпосе «Сага об Орва- ре-Одде» герой Гиальмар при встрече с противником Оддом имеет пятнад­ цать кораблей, тогда как у Одда их всего пять. Гиальмар обещает вступить в схватку только на пяти кораблях. Но при этом, скажем прямо, эти благородные примеры неизбежно за­ глушались жуткими реалиями кровавых законов языческого мироустрой­ ства. В этом страшном мире языческой духовности был воспитан и княжич Владимир. Будучи сыном князя Святослава и рабыни Малуши (ключницы княгини Ольги), он имел весьма слабые шансы на княжескую власть. Тем не менее, малолетний бастард все же получил свое княжение, правда, на самом севере Руси, в знаменитом городе-государстве Великом Новгороде, куда ни­ кто из «законных» сыновей Святослава ехать не хотел. Малая привлека­ тельность новгородского княжения была обусловлена как его отдаленно- 1 Weinhold К. Altnordisches Leben. Berlin, 18S6. P. 285. 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz