История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Первые опыты просвещения на Крайнем Севере Европы. В начале пути Уппсала. Жертвоприношение в священной роще суровые условия северного быта, может сложиться впечатление, что почи­ тание языческих богов здесь было несколько примитивным, культурно не­ развитым. Это далеко не так: «дошедшие до нас описания различных север­ ных храмов доказывают, что эти храмы подобно индийским, были чрезвы­ чайно огромны, и фигуры главных божеств, сидящих в них, были колоссаль­ ного роста, все в драгоценных одеждах, богато украшенных золотом и серебром».1 Так, например, знаменитый храм «Дом богов» в Уппсале (Швеция) в те­ чение тысячи лет, до XII в., являлся мощным центром язычества на Севере Европы: «Храм блистал азиатской пышностью, стены и кровля, по древним сказаниям, были обложены золотом, с зубчатых вершин храма спускалась золотая цепь, обнимавшая наружные стены в виде кольца, так что все горело золотом и блеск его отражался по всей окрестности».2 Посетивший эти места в XI в. известный путешественник и католиче­ ский священник Адам Бременский описал все мерзости языческих жертво­ приношений, творившихся в этом храме с особым размахом. « В жертву приносили от всякого рода живых существ по девять особей мужского пола. Кровь их сливалась в чаши, после чего ею окропляли идолов, стены храма и народ. Трупы вывешивались в священной роще рядом с храмом».' 1 Древнейший быт Скандинавии / / Московитянин. М., 1855. Т. 4. С. 13. 2 Там же. С. 14. 3 Петрухин В. Мифы древней Скандинавии. М., 2002. С. 275. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz