История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Епископ Митрофан (Баданин) При этом цель жизни таких викингов-берсерков состояла во владении как можно большим количеством золота. Можно сказать, что именно золото имело над их душами полную власть. Наиболее удачливые и сильные викин ги, после того как собирали его в достаточном количестве, жить больше не хотели и вместе со своим богатством добровольно заживо погребались в кургане. «Так, в Саге о Золотом Торире, одном из источников Саги о Хальвдане Эйстейнссоне, говорится о берсерке Агнаре, сыне Регинмода Злого, вошедшем в курган и взявшем с собой туда все свое имущество и бо гатство. Это место он заколдовал, чтобы никто не мог приблизиться к нему под страхом смерти. (Gull-t>oris saga. Bl. 9 ) » . 1 Духовное устройство древних скандинавов немыслимо без устремлен ности к схватке, поединку, риску. Это неутолимая жажда победы, наслажде ние сражением, в полной мере воспеты в их эпосе, в норвежских сагах « с их романтическим небом, населенным высокими, мрачными, ужасными виде ниями; с их Вальхаллой (Valhalla), или раем, созданным только для храбрых, где счастливые избранные будут вечно сражаться друг с другом и у ворот которого стоит небесный волк, питающийся жизнями трусов».2 Такова была вечность, избираемая этими воинами Одина. Надо сказать, что даже много позже, после утверждения христианства в Северной Европе, это заряженное мощной темной энергией братство ры царей не находило себе упокоения и их мятущиеся души продолжали свой вечный боевой поход. Христианский народ временами видел этих легендар ных скандинавских рыцарей. Они приходили ниоткуда и уходили никуда. Так, в 1236 г. рядом с монастырем Рош в Восточной Англии «появилось во йско отменно вооруженных рыцарей, со знаменами и щитами, в кольчугах, шлемах и прочих доспехах. Рыцари ехали боевым строем, иногда устраивая поединки, словно на турнире. Некоторые из них жестоко страдали от ран, истекая кровью. В то же время, что удивительно, их следы явно отпечатались на земле, а трава там, где они прошли, была смята и вытоптана. И многие видевшие это от страха бежали прятаться от них по ближайшим церквам».’ Поклонение богу Одину (Водану), одно из имен которого было «Ужас ный», у народов Скандинавии имело очень древние традиции. Учитывая 1 Исландские викингские саги о Северной Руси / Пер. и коммент. Г. В. Глазыриной. М.: Ладомир, 1996. : Сенковский О. И. Скандинавские саги / / Библиотека для чтения. СПб., 1834. № 1.4. III. С. 2. Матвей Парижский. Великая хроника. Matthew of Paris. Chronica Majora / Ed. H. R. Luard. London, 1873-1882. Vol. VII. (Пер. H. Горелова). 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz