История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Первые опыты просвещения на Крайнем Севере Европы. В начале пути жалостно убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда».' Чаще всего эти неукротимые разбойники «были родом с Халогаланда и сильнее и выше ростом, чем прочие люди, впадая в ярость, никого не ща­ дили. Они уводили мужних жен и дочерей и, продержав неделю или две у себя, отсылали назад».2 Приведенное описание нравов берсерков из «Саги о Греттире», датируемой IX в., отражает общую атмосферу языче­ ского мироустройства Севера Европы. Это были времена нашего князя Вла­ димира, который, как свидетельствуют современник, латинский хронист Титмар, епископ Межиборский, был «великим распутником» - «fornicator maximus» (лат.) - «максимально аморальным». О том же свидетельствует и «Повесть временных лет»: «Был же Владимир побежден похотью, на­ ложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце», и плюс к тому несколько «официальных» языческих браков. Сре­ ди языческих князей и конунгов эта безудержная похоть считалась очевид­ ным достоинством и даже доблестью. Так друг Владимира норвежский ярл Хакон Могучий также регулярно заполучал себе множество женщин из до­ черей местной элиты, с которыми проводил пару недель и отсылал домой, что вызывало ропот в народе. Не секрет, что конунги и князья того времени добывали себе богатство и славу, вступая на путь, подобный берсеркам. Источник этой силы нам хо­ рошо известен по евангельским текстам, повествующим о бесноватых, сре­ ди которых один «беснуется и часто бросается в огонь и часто в воду» (Мф. 17, 15), а другой «разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его» (Мк. 5 , 1). В известной исландской саге об Орваре-Одде по­ вествуется о схватке героя с берсерками и подчеркивается, что на Одда и его друга Гиальмара при виде этих человеко-зверей нападает не свойственный викингам страх. Героям удается победить врагов лишь потому, что к момен­ ту начала схватки от берсерков отступило их бешенство (беснование). Среди других подобных воинских кланов «посвященных» в преданиях упоминаются эйнхерии, хьдинги, гарии, улъфхедхины и прочие. Таким обра­ зом, мы видим, что практика сознательного введения себя посредством ма­ гических приемов в состояние одержимости или, проще говоря, в беснова­ ние, была весьма распространена и свидетельствует о крепких северных традициях беззаконных союзов людей с нечистыми духами - бесами. 1 Sturluson Snorri. Heimskringla. Reykjavik, S. 6. Цит. по: Селицкий А. И. Воданические короли / / Скандинавские чтения. СПб., 2002. С. 49. 2 «С аге о Греттире». Цит. по: Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985. С. 54. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz