История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Образовательная миссия Трифонова Печенгского монастыря в конце XIX - начале XX века ти педагоги сумели продержаться на том же уровне только год. В 1913 г. школа закрылась. Дмитрий Алексеевич был открыт для всех, а для детей, кроме воспита­ ния и помощи в их монастырской жизни, был добрым отцом. Вообще, как человек образованный и благовоспитанный, своей откровенной простотой он давал пример глубокой порядочности. Обладал совершенно разнообраз­ ными интересами - замечательно играл на фортепиано, знал несколько ино­ странных языков, был переводчиком, когда монастырь посещали иностран­ ные гости. Необыкновенно близок был с настоятелем монастыря - о. Иона­ фаном, разделял и поддерживал все его начинания. Монастырская школа была частной, что представляло некоторую свобо­ ду в составлении учебных программ, хотя и лишало выпускников возможно­ сти получить официальное свидетельство об окончании учебного заведения. Цель обучения Проташинский определял так: научить подопечных все­ му тому, что непосредственно требуется в жизни и тесно соприкасается с ней. Учебный год длился с октября по март-апрель. Этот период определялся временем проживания лопарских семей в зимних погостах. Напомним, что лопарские семьи вели полукочевую жизнь, летом живя на побережье, в рай­ оне рыбных промыслов, а зимой - глубоко в тундре, где было привольно многочисленным оленьим стадам. Вот краткий перечень предметов, изучавшихся в школе: Закон Божий - 115 часов, церковнославянская грамота - 75 часов, арифметика - 75 часов, чтение - 60 часов, чистописание - 60 часов, церковное пение - 25 часов. Кроме того практиковали «диктовку», «письменное изложение мыслей», «списывание книг». Дважды в год, перед Рождеством Христовым и Пас­ хой, школьники сдавали экзамены, которые принимал сам настоятель о. Ионафан. Выпускникам дарили душеполезные книги с дарственными над­ писями в хороших переплетах. Эта школа была явлением столь достопримечательным, что даже англий­ ский исследователь северных земель Дж. Пирсон в своем значительном тру­ де, вышедшем в Лондоне в 1904 г. под названием «Три года среди птиц в Русской Лапландии», посвятил обширную главу монастырю и в том числе описанию монастырской школы. Вот как он описал достижения детей лопарского народа в обучении: «Учащиеся-инородцы все довольно хорошо изъясняются по-русски, чита­ ю т свободно и правильно по-русски и славянски, умело пересказывают прочи- 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz