История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Коржова Н. Б. нию зданий для начальных училищ, очень обрадовался Вашему согласию, т . к. много слышал о Ваших широких заботах по поднятию просвещения в крае». В результате 1 ноября 1907 г. Баркинская церковно-приходская школа была преобразована в одноклассное сельское училище Министерства на­ родного просвещения. На постройку новых зданий для училища Министерством было выделе­ но 6 тыс. рублей. Но строительство шло с большими трудностями, выделен­ ных средств не хватало, и достраивать здания монастырю пришлось за свой счет. И конечно, хотя новоявленное училище перешло в ведение Министер­ ства народного просвещения, монастырь не оставлял попечение о своем де­ тище. О. Ионафана неоднократно приглашали возглавить экзаменационную комиссию в училище. Кроме колонистов на территории Печенги жили лопари - местное на­ селение. Несмотря на постоянное расширение и увеличение образователь­ ных заведений в крае, значительная часть детей школьного возраста, и пре­ жде всего, конечно, коренного населения, оставались без обучения. Горюя об этом, монастырь, опять-таки по инициативе настоятеля, открыл в 1903 г. еще одну школу. Это была школа, в которой в большинстве своем обучались дети лопарей. Незадолго до открытия второй школы начало образованию лопарских детей Печенгского монастырского погоста положил учитель Сонгельской школы Иван Васильевич Быков. Именно он начал учить грамоте лопарских детей с октября 1902 г. в т. н. Москве, лопарском Печенгском погосте. Впо­ следствии эти детки перешли в монастырскую школу. Безусловно, инициатором и организатором монастырской школы был настоятель обители, но вдохновителем и живым голосом школы был по­ слушник монастыря Дмитрий Алексеевич Проташинский. Скажем пару слов о нем. Высокообразованный человек, выпускник Мос­ ковского университета, дворянин, после долгих и непростых жизненных перипетий он появился в монастыре в 1902 г. Будучи уроженцем южной гу­ бернии, Дмитрий Алексеевич пришел на жительство на Мурман, в самую суровую обитель - Трифонов Печенгский монастырь. Появился совсем не­ надолго, «н а короткое время». Это «короткое время» растянулось на де­ сять лет. До самой своей смерти в 1912 г. работал Дмитрий Алексеевич на ниве просвещения. Монастырская школа была его детищем и существовала только до тех пор, пока Дмитрий Алексеевич в ней работал. После его смер­ 220

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz